Дело № 2а-1299/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2022 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Говорковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Запольского В. А. к Читинской районной территориальной избирательной комиссии о признании постановления об отказе в регистрации кандидата незаконным, обязании зарегистрировать в качестве кандидата на выборах,
УСТАНОВИЛ:
Запольский В.А. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что являясь самовыдвиженцем на выборах главы городского поселения «Атамановское», им был осуществлен сбор подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры, которые представил в Читинскую районную территориальную избирательную комиссию. По результатам проверки Читинская районная территориальная избирательная комиссия 05 августа 2022 года приняла Постановление № 31/170 «Об отказе Запольскому В.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения «Атамановское». Основанием принятого решения явилось то, что подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата и не указана дата заверения подписного листа кандидатом. Названное постановление административный истец считает незаконным, полагает, что если кандидат лично осуществлял сбор подписей избирателей, то он собственноручно заверяет подписной лист как лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей. На основании изложенного, административный истец просил суд признать Постановление № 31/170 от 05 августа 2022 года Читинской районной территориальной избирательной комиссии «Об отказе Запольскому В.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения «Атамановское» незаконным и восстановить нарушенные избирательные права истца, а именно возложить на Читинскую районную территориальную избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата Запольского В.А.
Административный истец Запольский В.А., представитель истца Микулич А.С. в судебном заседании административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика председатель Читинской районной территориальной избирательной комиссии – Хлызова Е.Б. в судебном заседании требования иска не признала, просила в иске отказать, представила письменные возражения на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края – Попова Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась, полагала законным отказ Запольскому В.А. в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения «Атамановское».
Суд, заслушав административного истца, представителей лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Шабановой М.О. полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Как следует из материалов дела Решением Совета городского поселения «Атамановское» от 22 июня 2022 года № 220 назначены выборы главы городского поселения «Атамановское» на 11 сентября 2022 года.
Постановлением Избирательной комиссией Забайкальского края от 20 мая 2022 г. № 161/954-3 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в полном объеме на территориальные и участковые избирательные комиссии на территориях муниципальных образований Забайкальского края», полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления в городском поселении «Атамановское» возложены на Читинскую районную территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Читинской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июня 2022 года № 19/106 было определено количество подписей избирателей, представляемых кандидатом на должность главы городского поселения «Атамановское» в избирательную комиссию для регистрации, в количестве не менее 38 и не более 42 достоверных и действительных подписей избирателей.
Постановлением Читинской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июня 2022 года № 19/108 утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы городского поселения «Атамановское».
Материалами дела подтверждено, что Запольским В.А. в Читинскую районную территориальную избирательную комиссию представлены подписные листы избирателей на 9 листах, содержащие 41 подпись избирателя, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет кандидата.
Как усматривается из ведомости и итогового протокола проверки подписных листов кандидата Запольского В.А. от 02 августа 2022 года, в результате проверки, проведенной рабочей группой, установлено 41 представленных и проверенных подписей, их которых 41 подписи признаны недействительными, по причине того, что подписные листы не заверены собственноручно кандидатом, не указана дата заверения подписных листов кандидатом.
Постановлением Читинской районной территориальной избирательной комиссии от 05 августа 2022 года № 31/170 Запольскому В.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения «Атамановское» на выборах 11 сентября 2022 года.
Как следует из содержания оспариваемого постановления избирательной комиссии, Запольскому В.А. отказано в регистрации на основании пп. 7.1 п. 5 ст. 50 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Избирательная комиссия на основании п.п. 8 п. 10 ст. 49 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" пришла к выводу о недействительности 41 подписи, в связи с тем, что подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата и не указана дата заверения подписного листа кандидатом.
Указанные выводы избирательной комиссии о признании недействительными 41 подписи избирателей на основании п.п. 8 п. 10 ст. 49 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" суд находит обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Подпунктом 7.1 пункта 5 статьи 50 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" также предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно пунктов 10, 10.1 части 10 статьи 46 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату её внесения.
Согласно приложению № 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ, которым утверждена форма подписного листа, он удостоверяется и подписью лица, осуществляющего сбор подписей, обязанного указать все сведения о себе, перечисленные в подстрочнике, так и кандидатом, в поддержку выдвижения которого представлены подписи избирателей.
В соответствии с п. п. "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 49 Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, считаются недействительными.
Как следует из исследованных в судебном заседании подписных листов, представленных Запольским В.А., в избирательную комиссию, на всех подписных листах в строке «Кандидат» отсутствует фамилия, имя, отчество, подпись кандидата и дата заверения подписных листов.
Поскольку в данном случае сбор подписей осуществлялся кандидатом Запольским В.А. лично, то, по правовому смыслу вышеприведенного законодательства, административный истец обязан заполнить необходимые реквизиты подписного листа и как сборщик подписей, и как кандидат.
Каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае нарушения порядка заполнения подписных листов, избирательное законодательство не содержит.
Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит запрета кандидату самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пунктов 12 и 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктов 10 и 10.1 статьи части 10 статьи 46 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае».
Лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Закон допускает, что кандидат может являться лицом, осуществляющим сбор подписей, однако это не освобождает его от обязанности указать сведения как в графе, фиксирующей личность кандидата, так и личность лица, удостоверяющего подписной лист.
Кроме того, заверение подписного листа подписью кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства. Поэтому отсутствие в подписном листе таких подписей или одной из них, а также дат их внесения, влечет недействительность всех содержащихся в этом листе подписей избирателей.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что подписные листы в поддержку самовыдвижения Запольского В.А. оформлены с нарушением требований закона.
Таким образом, административным истцом представлено недостаточное количество действительных подписей в поддержку своего выдвижения и избирательной комиссией обоснованно указано на стопроцентную недействительность подписей.
Указанные обстоятельства, в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 5 статьи 50 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», являются основанием для отказа в регистрации кандидата.
Позиция административного истца основана на ошибочном толковании действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.174-175, 244 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № 31/170 «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░» ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18.08.2022 ░.