Дело № 2а-2329/2023
УИД 50RS0042-01-2023-001345-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2023 года г.Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Н.В.,
при секретаре Ильинском Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области к Ермаковой Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения к Ермаковой Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год.
Из уточненного административного искового заявления усматривается, что за Ермаковой Ю.А. числится задолженность по транспортному налогу за 2014 г. Налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2014 г. и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с неоплатой налогов в установленный срок, ей выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ Задолженность Ермаковой Ю.А. была частично оплачена ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13012,50 руб. Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Ермаковой Ю.А., судебный приказ был вынесен. Однако впоследствии мировым судьей судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика. ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области просит взыскать с Ермаковой Ю.А. задолженность по: транспортному налогу за 2014 г. в размере 39037,50 руб., восстановив пропущенный срок на обращение в суд с иском.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области в судебном заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Суд на основании ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Ермакова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что налоговый орган уже дважды обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 г.: в 2016 г. и в 2022 г. Судебные приказы были отменены. С административным иском ИФНС России по г.Сергиеву Посаду обратилась значительно позже после отмены судебного приказа. Считает, что налоговый орган пропустил срок на обращение в суд с административным иском.
Выслушав пояснения административного отвевтчика, изучив доводы административного иска, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Согласно ч.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.396 НК РФ).
В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пеня не является мерой налоговой ответственности.
По смыслу ст.46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.
На основании ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Ермакова Ю.А. в 2014 г. являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>, гос.рег.знак №.
Налоговым органом ей был начислен транспортный налог за 2014 год в размере 52050 руб. и направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В соответствии со ст.ст.68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Ермаковой Ю.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014 год и пени сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Требование административным ответчиком в установленный срок исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области обращалась к мировому судье судебного участка № 354 Сергиево-Посадского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ермаковой Ю.А. задолженности по транспортному налогу за 2014 г. и ходатайством о восстановлении срока на его подачу.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 354 Сергиево-Посадского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Ермаковой Ю.А. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 52050 руб., пени в размере 5909,16 руб. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен по заявлению административного ответчика с возражениями против его исполнения.
Административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик ссылается на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском.
В соответствии с положениями части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено также, что ИФНС России по г.Сергиеву Посаду обращалась к мировому судье судебного участка № 229 Сергиево-Посадского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 г. на сумму 52050 руб. и пени в размере 5909,16 руб.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 229 Сергиево-Посадского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Таким образом, ИФНС России по г.Сергиеву Посаду должна была обратиться в суд с административным иском до ДД.ММ.ГГГГ Однако доказательств обращения налогового органа в суд с административным иском после отмены указанного судебного приказа суду не представлено.
Вместо этого налоговый орган вновь начал процедуру взыскания налога с Ермаковой Ю.А., обратившись к мировому судье с теми же требованиями и по тем же основаниям с заявлением о вынесении судебного приказа.
В суд административный истец обратился с существенным нарушением процессуального срока после отмены судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ – спустя более 6 лет.
ИФНС России по г.Сергиеву Посаду просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска, ссылаясь на значительный объем документооборота и потери бюджета.
Между тем, данные причины не являются уважительными для восстановления пропущенного срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам.
Судом установлено, что у налогового органа имелось право на обращение за принудительным взысканием с административного ответчика задолженности, однако он этим правом не воспользовался.
С учетом того, что налоговый орган является профессиональным участником спорных правоотношений, недопустимо бессрочное взыскание недоимок по налогам в отсутствие уважительных причин.
Таким образом, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Ермаковой Ю.А. задолженности по транспортному налогу за 2014 г.
На основании изложенного исковые требования ИФНС России по г.Сергиеву Посаду не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.45, 48, 59 НК РФ, ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░