Дело № 2а-3014/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Волгоград 25 ноября 2019 года
Тракторозаводский районный суд гор. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Гоношиловой О.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО3, административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имуществу и пени. В обоснование административных исковых требований Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ указала, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество. ФИО1 было направлено налоговое уведомление с расчетом налога подлежащего уплате, с установленным сроком для уплаты налога, однако оно осталось без исполнения. Неисполнение обязанности установленной ст. 45 НК РФ явилось основанием для направления налогоплательщику, в порядке ст. 69 НК РФ требования от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 073 руб., об уплате задолженности по пене по транспортному налогу в размере 147,65 руб., об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 80 руб., по пене по налогу на имущество в размере 19,11 руб., от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 287 руб., об уплате задолженности по пене транспортному налогу в размере 28,31 руб., об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 92 руб., по пене по налогу на имущество в размере 2,02 руб., которые остались без исполнения. ДАТА ИЗЪЯТА судом был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с ФИО1, однако в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения, ДАТА ИЗЪЯТА указанный судебный приказ был судом отменен. Задолженность по налогам ФИО1 оплатил частично. В связи с чем, истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по требованию от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по пене по транспортному налогу в размере 113,95 руб., об уплате по пене по налогу на имущество в размере 9,73 руб., от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 287 руб., об уплате задолженности по пене транспортному налогу в размере 28,31 руб., об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 92 руб., по пене по налогу на имущество в размере 2,02 руб., на общую сумму 1 533,01 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, пояснила вышеизложенные обстоятельства, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 возражал против заявленных требований, считает, что срок для взыскания указанной в административном исковом заявлении задолженности истек, просит применить исковую давность согласно п.1 ст. 196 ГК РФ. В 2016 году он находился в больнице в тяжелом состоянии, в связи с чем не мог производить уплату налогов. С 2016 года он является инвалидом, в связи с чем ему положены льготы по транспортному налогу и налогу на имущество. Справка МСЭ в налоговый орган им предоставлялась через представителя ФИО4 В удовлетворении административного иска просит отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В судебном заседании установлено, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ состоит ФИО1, который является плательщиком транспортного налога и налога на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ФИО1 налоговым органом были направлены налоговые уведомления с расчетом налогов, подлежащих уплате, с установленным сроком для уплаты налогов, однако они остались без исполнения.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и пеней в порядке, установленном статьями 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования от ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 073 руб., об уплате задолженности по пене по транспортному налогу в размере 147,65 руб., об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 80 руб., по пене по налогу на имущество в размере 19,11 руб., от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1 287 руб., об уплате задолженности по пене транспортному налогу в размере 28,31 руб., об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 92 руб., по пене по налогу на имущество в размере 2,02 руб., которые остались без исполнения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации было подано заявление о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 в связи с задолженностью по налогам.
ДАТА ИЗЪЯТА мировым судьей судебного участка № АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с ФИО1, который ДАТА ИЗЪЯТА в соответствии со статьей 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, был отменен.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Настоящее административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ поступило в суд ДАТА ИЗЪЯТА, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Задолженность по налогам ФИО1 оплатил частично.
Поскольку ФИО1 обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество своевременно и в полном объеме не исполнил, суд взыскивает с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ задолженность по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА по уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 1 287 рублей, пени по транспортному налогу за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в сумме 28,31 руб., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 92 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в сумме 2,02 руб., на общую сумму 1 409 рублей 33 копейки.
Вместе с тем, требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА пени по транспортному налогу в размере 113,95 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 9,73 руб., не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу ДАТА ИЗЪЯТА, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Из материалов дела и объяснений представителя административного истца следует, что задолженность по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по пене по транспортному налогу в сумме 113,95 руб. и по пене по налогу на имущество в сумме 9,73 руб. образовались до ДАТА ИЗЪЯТА.
Поэтому в силу закона задолженность по указанным пени признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
При таких данных, в указанной части исковых требований о взыскании задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА пени по транспортному налогу в размере 113,95 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 9,73 руб., административному истцу следует отказать, поскольку в настоящее время оснований для взыскания с ФИО1 суммы данной задолженности не имеется (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Доводы административного ответчика о том, что он за 2015 год оплачивать транспортный налог и налог на имущество не обязан, так как ему как инвалиду положена льгота, суд не принимает по следующим обстоятельствам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.
В силу требований ст. 32 НК РФ налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 472-0 выражена правовая позиция, в соответствии с которой положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Таким образом, предоставление права на налоговую льготу носит заявительный характер.
Из уведомления ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о подтверждении права налогоплательщика на предоставлении льготы от ДАТА ИЗЪЯТА следует, что инвалидность 2 группы установлена ФИО1 в 2016 году, право на льготу возникло с ДАТА ИЗЪЯТА, однако запись об обращении ФИО1 за предоставлением ему льготы от ДАТА ИЗЪЯТА ( л.д.44,45).
Доказательств того, что ФИО1 ранее предоставлял в налоговый орган справки об инвалидности, у ответчика не имеется, как нет и документов, подтверждающих его инвалидность по состоянию на 2015 год.
Поэтому оснований для освобождения административного ответчика от уплаты задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 1 287 рублей, пени по транспортному налогу за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в сумме 28,31 руб., задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 92 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в сумме 2,02 руб., на общую сумму 1 409 рублей 33 копейки, - не имеется.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что решение суда состоялось в пользу административного истца, а ответчик как инвалид второй группы на основании закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в доход местного бюджета со сторон взысканию не подлежит.
руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 1 287 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 28,31 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 92 ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 2,02 ░░░., ░ ░░░░░ 1 409 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 33 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 113,95 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 9,73 ░░░., - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░