УИД 72RS0014-01-2023-004229-17
2а-4692/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 16 мая 2023г.
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе председательствующего судьи Михалева С.В.,
с участием представителя административного истца Аверьяновой Е.В.
при секретаре Мулявиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а- 4692/2023 по административному исковому заявлению Аверьянова Е.В. о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя РОСП Ленинского АО г. Тюмени о взыскании исполнительского сбора от 07.04.2023г.
Установил:
Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, мотивируя их тем, что решение должностного лица службы судебных приставов по вопросам данного исполнительного производства со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению не было оформлено соответствующим постановлением в нарушение ч.1 ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве», постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес истца не направлялось.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, суду пояснил, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес ее доверительницы не направлялась, исполнительное производство было окончено, затем по неизвестным причинам вновь возобновлено.
Представитель административных ответчиков, УФССП России по Тюменской области, РОСП Ленинского АО г. Тюмени, начальник отделения старший судебный пристав РОСП Ленинского АО г. Тюмени, заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 06.03.2019г. судебным приставом-исполнителем РОСП Ленинского АО г. Тюмени Литвинцевой Е.В. на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом <адрес>, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Аверьянова Е.В. в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 246 645,39 руб.
Постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 07.02.2023г. в вышеуказанное постановление внесены изменения в части суммы долга, сумма долга исправлена на следующее значение: 322 934,77 руб.
07.04.2023г. судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО <адрес> Селезневой О.В. в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника Аверьянова Е.В. исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере 5 340,25 руб.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» (далее – Закон N 229-ФЗ ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом об исполнительном производстве.
Положениями статьи 30 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных приказом ФССП РФ 08 июля 2014 года N 0001/16 (далее - Методические рекомендации), постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента, получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Закона N 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов административного дела, судебный пристав-исполнитель приведенные законоположения не исполнил, как установлено в судебном заседании копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.03.2019г. в адрес должника не направлялась, им в последующем не получалась, т.е. должнику не было известно об установленном пятидневном сроке для добровольного исполнения требования.
В связи, с чем суд полагает, что постановление о взыскании с должника Аверьянова Е.В. исполнительского сбора по ИП имущественного характера от 07.04.2023г. следует признать незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 07.04.2023░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.04.2023░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.05.2023░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░