РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ | <адрес> |
Одинцовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Власенко А.Г., при помощнике судьи Искендер-заде С.И., с участием административного истца Дружняева П.А., представителя административного ответчика Буденного Д.С., а также прокурора – помощника военного прокурора <данные изъяты> Самариной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Дружняева Павла Александровича об оспаривании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся увольнения его с военной службы, и приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
Дружняев обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что проходил службу по контракту в войсковой части №. Военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован и признан негодным к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ Дружняев обратился к командиру войсковой части № с рапортом об увольнении с военной службы, в котором также высказал просьбу не исключать его из списков личного состава части до реализации права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей (далее – профессиональная переподготовка), в этот же день он подал отдельный рапорт о направлении его на профессиональную переподготовку.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № был издан приказ № о досрочном № административного истца с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а ДД.ММ.ГГГГ того же года командир войсковой части 01355 издал приказ № об исключении его из списков личного состава воинской части.
Ссылаясь на ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и на Порядок и условия реализации военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, автор административного искового заявления полагает, что его право на прохождение профессиональной переподготовки нарушено, ввиду чего просит суд:
- признать незаконным приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся его увольнения с военной службы, и обязать отменить данный приказ;
- признать незаконным приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся его исключения из списков личного состава воинской части, и обязать отменить данный приказ;
- взыскать с ответчиков судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец просил удовлетворить заявленные им требования по вышеизложенным основаниям и дополнительно указал, что основания увольнения им не оспариваются, а свое нахождение на военной службе (в списках личного состава воинской части) он связывает не с её прохождением и осуществлением жилищных прав, а с реализацией права на образование. Также Дружняев сообщил, что претензий к командованию войсковой части № относительно производства расчёта по вещевому и денежному довольствию до исключения из списков личного состава воинской части не имеет и не оспаривает.
Представитель командира войсковой части № Смеян В.С. в суд не прибыл и в своих письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ просил отказать в удовлетворении требований административного истца, поскольку оспариваемый приказ об увольнении с военной службы издан в соответствии с требованиями действующего законодательства. ВВК Дружняев был признан негодным к военной службе и подлежал увольнению по подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при этом военнослужащий выразил согласие на увольнение по данному основанию, что усматривается из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ Представитель административного ответчика полагает, что действующее законодательство не устанавливает прямого запрета на увольнение военнослужащих с военной службы и исключение его их списков личного состава части до реализации права на прохождение профессиональной переподготовки.
Представитель командира войсковой части № Буденный Д.С. в своих письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ и в ходе судебного заседания также просил отказать в удовлетворении требований административного истца и, ссылаясь на нормы законодательства, регламентирующие увольнение военнослужащего с военной службы, его исключение из списков личного состава части и направление на обучение по программам профессиональной переподготовки, указал, что на основании приказа вышестоящего командования от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном увольнении Дружняева с военной службы по состоянию здоровья командиром войсковой части № был издан в установленные сроки приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его из списков личного состава воинской части. При этом, препятствий для издания данного приказа не имелось, поскольку жилым помещением от Минобороны РФ военнослужащий был обеспечен, полностью рассчитан по денежному довольствию и вещевому обеспечению (получил компенсацию взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества), использовал основные и дополнительные отпуска в полном объёме. Кроме того, в целях реализации рапорта военнослужащего от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он выразил просьбу о прохождении в Военном университете Минобороны России (далее – Военный университет) профессиональной переподготовки по выбранной гражданской специальности, командованием воинской части Дружняев был внесен в соответствующий список, который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в указанное образовательное учреждение, где обучение по выбранной административным истцом специальности, согласно открытым официальным источникам, начнется с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель командира войсковой части № Пономарев С.И. в суд не прибыл и в своих письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ просил отказать в удовлетворении требований административного истца, приведя доводы, аналогичные доводам, представленным Буденным, а также указал, что прохождение (завершение) военнослужащим профессиональной переподготовки в силу действующего законодательства возможно и после прекращения военно-служебных отношений.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме, а также исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы, в том числе по состоянию здоровья, имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ, продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Таким образом, прохождение профессиональной переподготовки является социальной гарантией, направленной на адаптацию военнослужащих к условиям гражданской жизни, которая не влияет на порядок ее прохождения.
При этом прохождение (завершение) военнослужащим профессиональной переподготовки в силу указанной нормы возможно и после окончания военной службы.
Следовательно, реализация права военнослужащего на прохождение профессиональной переподготовки носит самостоятельный характер и зависит только от его волеизъявления, реализуемого путём подачи рапорта на имя командира воинской части, вследствие чего не может влиять на процедуру его увольнения и исключения из списков части.
Порядок направления отдельных категорий военнослужащих Минобороны России на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей установлен приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором определены лишь условия направления на переподготовку и обязанность командования при соблюдении таких условий совершить необходимые действия для реализации этого права военнослужащих еще до их увольнения.
Согласно справке, представленной из войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> Дружняев проходил военную службу по контракту в указанной воинской части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая выслуга лет составила более <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Дружняев изъявил желание пройти профессиональную переподготовку в Военном университете, что усматривается из копии его рапорта от указанной даты который согласно пояснениям в судебном заседании Дружняева и представителя ответчика Буденного, реализован не был ввиду отсутствия свободных мест, что также усматривается из копии сообщения из Военного университета от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного командиру войсковой части №.
Согласно заключению ВВК ТП ФГБУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Дружняев «<данные изъяты> Д – не годен к военной службе».
Из копии листа беседа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Дружняев дал согласие на увольнении его с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и высказал просьбу о прохождении переподготовки
Из копий двух рапортов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административный истец ходатайствовал перед командиром войсковой части № об увольнении его с военной службы по вышеуказанному основанию и просил не исключать его из списков личного состава воинской части до реализации права на профессиональную переподготовку, которую пожелал пройти в Военном университете по программе обучения – «Информационные технологии в бизнесе».
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Дружняев досрочно уволен с военной службы в отставку на основании п. «в» ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по состоянию здоровья.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Дружняев исключен из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ
На день исключения из списков личного состава воинской части командование, в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), полностью обеспечило Дружняева положенным денежным довольствием. Кроме того, ранее ему была выплачена денежная компенсация взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества, что подтверждается пояснениями самого административного истца, а также копиями его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, справки из вещевой службы от ДД.ММ.ГГГГ №, платежной ведомости за ДД.ММ.ГГГГ платежных поручений №, № от ДД.ММ.ГГГГ и реестров №, №.
Как усматривается из справки за подписью Врио начальника штаба войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, список военнослужащих, изъявивших желание пройти переподготовку, сформирован ДД.ММ.ГГГГ Дружняев включен в данный список для обучения по программе: «Информационные технологии в бизнесе», код группы №. Данный список направлен начальнику Военного университета за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ через представителя фельдъегерской почтовой связи (реестр № от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель административного ответчика Буденный сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в воинскую часть из Военного университета письменное уведомление о зачислении Дружняева на курсы профессиональной переподготовки либо об отказе в зачислении на такие курсы не поступало.
Таким образом, поскольку командир войсковой части № выполнил все необходимые действия, относящиеся к его полномочиям по реализации права административного истца на обучение, установленные приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно в целях реализации рапорта Дружняева направил ДД.ММ.ГГГГ (до даты исключения из списков части) необходимые сведения в образовательное учреждение, то его действия полностью соответствуют данному приказу и право Дружняева на образование, предусмотренное ст. 19 Закона, не нарушают.
Вопреки мнению Дружняева, ненаправление его на профессиональную переподготовку в период прохождения военной службы, в силу вышеприведенных правовых норм, не препятствует изданию соответствующими воинскими должностными лицами приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, а доводы административного истца об обратном являются ошибочными. Поскольку, как указано выше, право на профессиональную переподготовку зависит исключительно от волеизъявления военнослужащего, то последний, при соблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка, вправе воспользоваться им в любое время. При этом командование воинской части, лишено возможности выбора начала и окончания периода прохождения профессиональной переподготовки.
Как усматривается из официального сайта Военного университета, сроком начала обучения по программам профессиональной переподготовки по гражданской специальности «Информационные технологии в бизнесе», выбранной Дружняевым, является ДД.ММ.ГГГГ
При этом, в силу п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таких исключений судом не установлено. Также следует отметить, что Дружняев в своем рапорте от ДД.ММ.ГГГГ ставил вопрос о приостановке его исключения из списков личного состава воинской части до реализации права на профессиональную переподготовку, что противоречит вышеприведенным нормам.
Иное понимание правового смысла приведённых норм ставило бы в зависимость дату исключения военнослужащего из списков личного состава части от избранного образовательным учреждением времени прохождения переподготовки, а также ставило бы в неравные условия военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, по сравнению с военнослужащими, не изъявившими такого желания.
Таким образом, в силу изложенного суд находит заявленные требования административного истца, не подлежащими удовлетворению.
Поскольку требования Дружняева удовлетворению не подлежат, оснований для взыскания в его пользу судебных расходов в соответствии со ст. 111 КАС РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | ||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |