АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-440/2011
21 февраля 2011 года
Арбитражный суд в составе: судьи Павловой О.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гурьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары, пр. Мира, дом 90/1)
к индивидуальному предпринимателю Калашникову Сергею Юрьевичу (д.Кашмаши Моргаушского района Чувашской Республики, ул. Советская, дом 136)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
представителя заявителя – старшего специалиста Аликова А.Ю., по доверенности от 01.01.2011 № 01-02,
индивидуального предпринимателя Калашникова С.Ю.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Калашникова Сергея Юрьевича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что при проведении проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя Калашникова С.Ю. выявлено нарушение лицензионных требований и условий. А именно: не созданы условия для обучения водителя Калашникова Ю.Н. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства. Не организована стажировка водителей. Не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения водителями, сверка проведена только на момент проверки. Не проведено служебное расследование дорожно-транспортного происшествия, совершенного 24.11.2010 автобусом, регистрационный знак АН320 21 RUS(отсутствует акт служебного расследования по факту ДТП, схема ДТП, объяснительная водителя). Инструктажи по безопасности дорожного движения (периодический, предрейсовый, специальный) с водителями автобуса не проводятся, отсутствуют инструкции для проведения инструктажей по безопасности движения. По факту дорожно-транспортного происшествия, совершенного 24.11.2011 автобусом, регистрационный знак АН320 21 RUS с водителем автобуса не проведен специальный инструктаж по безопасности дорожного движения. Путевые листы оформляются с нарушениями: заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, имя и отчество предпринимателя и водителя автобуса не расшифровываются, не полностью указываются почтовый адрес и номер телефона предпринимателя, уполномоченными лицами-механиками не проставляются в путевых листах дата (число, месяц, год), время выезда и возврата. С октября 2007 года не ведется журнал регистрации путевых листов для предпринимателей (отсутствует журнал регистрации путевых листов). Отсутствует контроль за прохождением послерейсового медосмотра водителей. Отсутствует контроль за проведением послерейсового технического осмотра автобуса, регистрационный знак АН320 21 RUS.
Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2011 № 000032.
В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Калашникова С.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель Калашников С.Ю. в судебном заседании правонарушения, выявленные в ходе проверки, признал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Калашников Сергей Юрьевич является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 26.10.2007 № АСС-21-010768 со сроком действия до 26.10.2012.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В порядке статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 определено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №647 от 29.06.1995 предусматривает, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.
В порядке пункта 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 №49 служебное расследование проводится: руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Согласно пункту 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
Согласно пункту 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в пункте 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно пункту 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Пунктом 3.4.1 названного Положения от 09.03.1995 № 27 предусмотрено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Разделом 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предусмотрены обязательные реквизиты путевого листа. В частности, путевой лист должен содержать наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; о собственнике (владельце) транспортного средства; о транспортном средстве; о водителе.
В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12 приказа).
Суд считает, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Калашниковым С.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение.
Названные выше положения законодательства предпринимателем Калашниковым С.Ю., обязанным контролировать и организовывать работу водителей, не выполняются.
Так, представленный путевой лист от 22.11.2010 № 93 составлен с нарушением действующего законодательства. В заголовочной части данного путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя Калашникова С.Ю., имя и отчество водителя не расшифрованы, не полностью указаны почтовый адрес предпринимателя и его телефон. Уполномоченным лицом-механиком не указана дата и время выезда и возврата транспортного средства.
В названном путевом листе также не усматривается прохождение водителем послерейсового медосмотра, проведение послерейсового технического осмотра транспортного средства.
Согласно справке Совета Калининской районной организации РОСТО (ДОСААФ) от 04.12.2009 водитель Калашников А.Ю. прошел обучение по программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по ПДД, БД и ТБ в объеме 20 часов на курсах подготовки водителей автотранспортных средств при Калининской районной организации РОСТО (ДОСААФ) в период с 01.12.2009 по 04.12.2009. Документов о прохождении индивидуальным предпринимателем Калашниковым Ю.Н. обучения по ежегодной 20-часовой программе повышения мастерства в иные годы осуществления им деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом суду не представлены.
Согласно журналу учета дорожно-транспортных происшествий владельцев транспортных средств предприниматель Калашников Ю.Н. ежемесячно не сверяет с территориальным органом внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащим ему транспортного средства. Из названного журнала усматривается только сверки с территориальным органом внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях – с 17.01.2008 по 01.02.2009, 24.11.2010.
Суду не представлены доказательства проведения служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 24.11.2010, прохождения водителем стажировки, инструктажей.
При этом по правонарушениям, выразившимся в ненадлежащем оформлении путевых листов от 02.11.2010 № 80, от 05.11.2010, от 07.11.2010, от 11.11.2010, от 12.11.2010 № 87, от 13.11.2010 № 88, в отсутствии указания в данных путевых листах прохождения послерейсового медосмотра водителей и проведения послерейсового технического осмотра транспортного средства, следует учесть следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей до 04.05.2010) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
С 04.05.2010 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии с которым в часть 1 статьи 4.5 КоАП внесены следующие изменения: после слов «двух месяцев» статья дополнена словами «(по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев)».
Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
Следовательно, по названным правонарушениям, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Вместе с тем, для привлечения к административной ответственности достаточно одного нарушения лицензионных условий и требований.
Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Содеянное индивидуальным предпринимателем Калашниковым С.Ю. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как допущенные им нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.
На основании изложенного суд считает, что индивидуальный предприниматель Калашников С.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данной нормой предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вина предпринимателя заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
По изложенным основаниям, суд считает необходимым назначить ему административное наказание в виде минимального штрафа в размере 3 000 рублей.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Калашникова Сергея Юрьевича, 04.09.1985 года рождения, уроженца д. Кашмаши Моргаушского района Чувашской Республики, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Кашмаши, ул. Советская, дом 136, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 31.07.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Чувашской Республике за ОГРН 306213621200035, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (Три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН – 2128011031, КПП – 213001001, ОКАТО – 97401000000 (г. Чебоксары), БИК – 049706001, КБК – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья О.Л. Павлова