УИД 11RS0001-01-2024-005766-61 Дело № 2а-4959/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2024 года в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Турчанова Ильи Алексеевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе,
установил:
Турчанов И.А. обратился в суд к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с административным иском о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в размер 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ** ** ** находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, обратившись в бухгалтерию следственного изолятора с заявлением, хотел осуществить перевод денежных средств в фонд помощи «Сила добра». В переводе денежных средств было отказано, в связи с ненадлежащим оформлением заявления (заявление не оформлено на имя начальника следственного изолятора, на листе бумага размером 96 на 50). Действия административного ответчика препятствуют распоряжению денежными средствами истца. С требованиями по оформлению заявления административный истец не был ознакомлен, в связи с чем просит взыскать денежную компенсацию в размере 50 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН Росси, в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не присутствовал в судебном заседании, ходатайств о личном участии посредством видео-конференц-связи не заявлял.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В. с административным иском не согласился.
Заслушав лицо, участвующее в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Согласно пункту 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При этом административный истец, в частности, обязан подтвердить, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Материалами дела установлено, что в период с ** ** ** по ** ** ** административный истец Турчанов И.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
** ** ** Турчанов И.А. обратился с заявлением в бухгалтерию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в котором просил перевести денежные средства в фонд «Сила добра».
Данное заявление было возвращено административному истцу в связи с ненадлежащим оформлением, разъяснено, что указанное заявление подается на имя начальника СИЗО на полноразмерном листе бумаге.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.
Статьей 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ предусмотрено, что денежные переводы, поступающие подозреваемым и обвиняемым в места содержания под стражей, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации мест содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам или иным лицам.
На основании статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которыми устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей (далее – Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Пунктом 5.24 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать денежные переводы, с разрешения администрации СИЗО отправлять денежные переводы.
В соответствии с пунктом 105 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов перевод личных денег, имеющихся на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого, осуществляется банковским или почтовым переводом на основании заявления подозреваемого или обвиняемого на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, на котором работником бухгалтерии СИЗО делается отметка о наличии денег. В заявлении указываются реквизиты банковского счета, на который следует перечислить денежные средства, либо адрес, по которому следует перевести денежные средства. Заявление подписывается начальником СИЗО или лицом, его замещающим, в течение трех рабочих дней со дня его подачи и передается в бухгалтерию СИЗО на исполнение. Прием заполненных бланков и заявлений осуществляется уполномоченными должностными лицами СИЗО. Перевод денег почтовым переводом осуществляется за счет средств, имеющихся на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого.
Согласно представленному заявлению Турчанова И.А. о переводе личных денег, имеющихся на лицевом счёте административного истца, оно было адресовано бухгалтерии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Таким образом, поскольку заявление административного истца в нарушении пункта 105 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов было оформлено ненадлежащим образом, не на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, действия по возврату данного заявлению являются обоснованными.
Само по себе непринятие у Турчанова И.А. заявления на перевод личных денег, имеющихся на лицевом счете, по указанным основаниям, не нарушает прав административного истца, так как не препятствует повторному обращению с надлежаще оформленным заявлением.
Довод административного истца о том, что с порядком оформления заявления на перевод личных денег, имеющихся на лицевом счете, ознакомлен не был, опровергается материалами дела.
Согласно справке начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** положения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, о правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых разъясняются заключенным под стражу лицам при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Кроме того, названные законоположения доводятся до спецконтингента посредством размещения на информационных стендах в камерах следственного изолятора, а также еженедельного цифрового аудиовещания с использованием радиоточек.
Факт размещения в камерах ФКУ СИЗО-1 положений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы также подтверждается представленными фотоматериалами.
В этой связи, при совокупности фактических обстоятельств и требований законодательства, на основании изложенных выводов суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем считает необходимым административные исковые требования Турчанова И.А. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.05.2024.