Дело № 45RS0010-01-2023-000786-78
Производство № 2а-51/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года р.п. Лебяжье
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Терешкина О.Б.,
при секретаре Фадеевой Т.М.,
с участием представителя истца Бугаева Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО20 о прекращении действия специального права и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО21. о прекращении действия специального права и о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у <данные изъяты> <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> Согласно данным, полученным из МРЭО ГИБДД УМВД РФ по Курганской области, ФИО18. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории № действительное до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Международной классификации болезней <данные изъяты>, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, имеют коды <данные изъяты>, к которым в том числе, относится заболевание <данные изъяты> диагностированное ФИО19 В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ <данные изъяты> являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством. Наличие у ФИО16 вышеуказанного диагноза является прямым противопоказанием к осуществлению им деятельности по управлению транспортными средствами.
Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами категории <данные изъяты> предоставленное ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительским удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ФИО15 сдать указанное водительское удостоверение в УГИБДД УМВД России по Курганской области.
В судебном заседании представитель истца Бугаев Д.А. настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения согласно административному исковому заявлению.
Административный ответчик ФИО13 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, согласно телефонограмме, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Курганской области, ГБУ «Межрайоная больница № 2» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались по правилам процессуального законодательства, о причинах своей неявки суд в известность не поставили, позицию относительно заявленного иска суду не представили.
Суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 26 рассматриваемого закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя медицинское освидетельствование, целью которого является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В п. 1 ст. 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федераций.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у <данные изъяты> <данные изъяты>» с диагнозом <данные изъяты>
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
Согласно Международной классификации болезней <данные изъяты>, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, имеют коды <данные изъяты>, к которым, в том числе, относится заболевание, <данные изъяты> диагностированное ФИО11.
В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (<данные изъяты>), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Согласно данным, полученным из МРЭО ГИБДД УМВД РФ по Курганской области, ФИО10. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории <данные изъяты> действительное до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени водительское удостоверение, выданное ФИО9 является действительным, действие права на управление транспортными средствами вышеотмеченных категорий не прекращено.
Из представленной медицинской документации следует, что по настоящее время ФИО8. состоит на диспансерном учете у <данные изъяты>, указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу и подтверждаются справкой из лечебного учреждения, а также копией медицинской карты ФИО7
Правомерность установления в отношении ФИО22 медицинского наблюдения вследствие установленного диагноза сомнений не вызывает, так как оно вызвано объективной необходимостью контроля за состоянием его здоровья.
Таким образом, поскольку ФИО5 до настоящего времени состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом <данные изъяты> срок ремиссии, согласно сведениям амбулаторной карты, составляет 0 месяцев, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения действия права ФИО1 на управление транспортными средствами, в связи с наличием у него заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами.
На основании изложенного, административные исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.