Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3122/2023 ~ М-2222/2023 от 17.05.2023

Дело № 2а-3122/2023                                 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2023 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Харченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> Цыденжаповой Б.Ю., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> <адрес>, ГУФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обратилось в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> и <адрес>, ГУФССП России по <адрес> и <адрес> о признании незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесены постановления о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей по каждому в связи с отказом добровольно исполнить решения суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения по исполнительным производствам № (Хамидуллина Е.Р.), № (Романченко Т.В.), № (Руппель А.С.), № (Афиногенов В.Ю.), № (Карпов И.А.), № (Петрова П.А№ (Пак А.А.), № (Долгов А.И.), № (Веретюк С.А.), № (Катнов Д.А.), № (Чкалова В.А.), № (Деркач Д.В.). Министерство считает данные постановления необоснованными и подлежащими отмене, поскольку виновное противоправное бездействие министерства в неисполнении решений суда отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О жилищных правоотношениях в <адрес>", от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>", Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти <адрес> по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, министерство определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и осуществляет: формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края; принятие решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края; направление в министерство строительства края заявки на строительство (приобретение) в очередном финансовом году жилых помещений (квартир) для детей-сирот. Министерство направило все заявки на приобретение в собственность <адрес> жилых помещений в министерство строительства края, копии которых прилагались к ответу на каждое постановление о возбуждении исполнительного производства, поступившее в адрес министерства. Таким образом, на министерство не возложены полномочия по строительству и приобретению жилых помещений, соответственно не предусмотрено и финансирование министерства на данные цели. Вышеизложенное подтверждает, что министерство в рамках возложенных на него полномочий предприняло все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения судебных решений о предоставлении благоустроенного жилого помещения детям - сиротам. В частности, в министерство строительства края своевременно направлена заявка на строительство (приобретение) жилого помещения по исполнительному производству. Просит признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> <адрес> <адрес> и освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора, вынесенных по постановлениям судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительных производств №№ (Хамидуллина Е.Р.), № (Романченко Т.В.), № (Руппель А.С.), № (Афиногенов В.Ю.), № (Карпов И.А.), № (Петрова П.А.), № (Пак А.А.), № (Долгов А.И.), № (Веретюк С.А.), № (Катнов Д.А.), № (Чкалова В.А.), № (Деркач Д.В.).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> Цыденжапова Б.Ю., в качестве заинтересованных лиц привлечены Хамидуллина Е.Р., Романченко Т.В., Руппель А.С., Афиногенов В.Ю., Карпов И.А., Петрова П.А., Пак А.А., Долгов А.И., Веретюк С.А., Катнов Д.А., Чкалова В.А., Деркач Д.В.

Представитель административного истца, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> Цыденжапова Б.Ю., представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес>, ГУФССП России по <адрес> <адрес>, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили. Представителем административного ответчика МОСП по исполнению особых исполнительных производств предоставлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому на исполнении в МОСП по исполнению особых исполнительных производств находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Карпову Илье Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Карпов Илья Андреевич, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Петровой Полине Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Петрова Полина Александровна, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Чкалова Виктория Александровна, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Руппель Анастасии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Руппель Анастасия Сергеевна, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Хамидуллиной Елизавете Рашитовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Хамидуллина Елизавета Рашитовна, адрес взыскателя: <адрес>, района имени <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Романченко Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> Николаевского муниципального района <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Романченко Татьяне Владимировне, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Романченко Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> Николаевского муниципального района <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Романченко Татьяне Владимировне, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Пак Александру Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Пак Александр Алексеевич, адрес взыскателя: <адрес>; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Центральным районным судом <адрес>, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Деркач Данилу Вадимовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>, в отношении должника: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Деркач Данила Вадимович, адрес взыскателя: <адрес>. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику- Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, о чем имеется входящий штамп. В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливался срок для добровольного исполнения - 5 дней. Также должник Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предупреждался, что в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих исполнение судебного решения, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было. В связи с тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю предоставлено не было. А также в связи с тем, что должником, надлежащим образом не было подтверждено, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и в соответствии со ст.ст. 6, 12, 14, 112, 115 Закона судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с должника министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей. Доводы представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о сложности исполнения решения суда, об особой процедуре приобретения жилья, длительности данного процесса, что, по мнению представителя Министерства ЖКХ <адрес> свидетельствуют об уважительности причин неисполнения судебного акта, считает несостоятельными. Так как право гражданина на получение жилого помещения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жилыми помещениями иных очередников, от процедуры приобретения жилого помещения. Отсутствие свободных жилых помещений и информация о том, что приобретение (строительство) жилого помещения для взыскателя находится вне контроля министерства жилищно-коммунального хозяйства края, при соблюдении министерством той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения решения суда - само по себе не может являться основанием для неисполнения судебного решения. Со дня вступления решения суда в законную силу каких-либо вариантов помещений взыскателю не предлагалось. Просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованные лица Хамидуллина Е.Р., Романченко Т.В., Руппель А.С., Афиногенов В.Ю., Карпов И.А., Петрова П.А., Пак А.А., Долгов А.И., Веретюк С.А., Катнов Д.А., Чкалова В.А., Деркач Д.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.

Изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 360 КАС РФ определяет, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статья 13 ГПК РФ также предусматривает, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч.ч. 2, 3).

В силу положений ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В статье 6 названного Федерального закона установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 105 названного Федерального закона определяет, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Пункт 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Часть 3 названной статьи определяет, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> и <адрес> в отношении должника – Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по предмету исполнения предоставление жилого помещения детям-сиротам возбуждены исполнительные производства: ДД.ММ.ГГГГ № в пользу взыскателя Деркач Д.В., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Пак А.А., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Романченко Т.В., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Хамидуллиной Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Руппель А.С., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Петровой П.А., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Карпова И.А., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Веретюк С.А., ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в пользу взыскателя Долгова А.И.

Копия постановления о возбуждении указанного исполнительного производства была вручена должнику Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в установленный законом срок.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должником решения суда о предоставлении жилья в рамках указанных исполнительных производств не исполнены, документы, подтверждающие исполнение судебных решений, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> и <адрес> не представлены, как не представлены и доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения.

При таких обстоятельствах, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по <адрес> и <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Аналогичные положения содержатся и в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 75 Постановления от 17.11.2015 № 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиями оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» министерство жилищно-коммунального хозяйства края наделено следующими полномочиями, в том числе: организация ведения учета государственного жилищного фонда края (п. 2.1.); организация ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма (п. 2.2.); формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (пп. 2.2.1.); принятие решений о предоставлении по договорам найма, социального найма и аренды жилых помещений, находящихся в казне края (п. 2.3.).

В целях организации взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти <адрес> при осуществлении ими функций и полномочий, предусмотренных законами края в части организации управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, определенных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>», участвующими в финансировании, приобретении и предоставлении жилых помещений установленным федеральным и краевым законодательством категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр утвержден Регламент взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти <адрес> по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края.

В соответствии с п. 4.1. названного Регламента, министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 01 июня текущего года направляет в министерство строительства края заявки на строительство (приобретение) в очередном финансовом году жилых помещений (квартир) для предусмотренных федеральным и краевым законодательством категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В свою очередь, министерство строительства края, согласно п. 4.2. Регламента, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных краевым бюджетом.

Кроме того, министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в министерство строительства края уточненные заявки на строительство и приобретение в текущем году жилых помещений (квартир) для отдельных категорий граждан в пределах средств, предусмотренных на эти цели краевым бюджетом на текущий финансовый год, с указанием последовательности приобретения жилых помещений (квартир), в том числе по решениям судов.

Также министерство жилищно-коммунального хозяйства края направляет в министерство строительства края дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений судов (п. 4.3. Регламента).

В силу п. 4.4. Регламента министерство строительства края: ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в министерство имущественных отношений края ходатайство о приобретении в текущем году на вторичном рынке недвижимости жилых помещений (квартир) в населенных пунктах края, в которых не осуществляется строительство жилых домов; передает министерству имущественных отношений края по акту приема-передачи жилые помещения (квартиры) во введенных в эксплуатацию объектах капитального строительства.

В то время как министерство имущественных отношений края: приобретает непосредственно или через уполномоченные в установленном порядке подведомственные краевые государственные казенные учреждения в государственную собственность края на рынке жилья жилые помещения (квартиры) за счет средств краевого и (или) федерального бюджетов; направляет в министерство жилищно-коммунального хозяйства края сведения о зарегистрированных правах на построенные и приобретенные жилые помещения (квартиры) с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, для подготовки министерством жилищно-коммунального хозяйства края решения о предоставлении жилых помещений (квартир) гражданам отдельных категорий (п. 4.5. Регламента).

Анализ приведенных норм права позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, являясь специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, тем не менее, самостоятельно строительство либо приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не осуществляет.

В рамках возложенных на него полномочий Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> только принимает решения о предоставлении жилых помещений (квартир), находящихся в казне края, гражданам отдельных категорий, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Все вышеуказанные действия подтверждают отсутствие бездействия со стороны министерства, отсутствие в действиях министерства виновных противоправных действий, а также являются уважительными причинами неисполнения судебных решений.

Разрешая настоящие исковые требования, суд соглашается с доводами административного истца, полагая, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровска, в рамках возложенных на него полномочий, были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, соответственно, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника.

Следовательно, установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> приняты все необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена, поскольку с учетом специфики отношений по предоставлению квартир за счет жилищного фонда края, возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, у должника фактически отсутствует.

При таких обстоятельствах требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках указанного исполнительного производства подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№ (░░░░░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░ ░.░.), № (░░░ ░.░.), № (░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░░ ░.░.), № (░░░░░░ ░.░.).

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

    

░░░░░                                  ░.░. ░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.06.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3122/2023 ~ М-2222/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчики
ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО
МОСП по исполнению особых исполнительных производств
Другие
Пак Алексей Алексеевич
Деркач Данил Вадимович
Афиногенов Вадим Юрьевич
Хамидуллина Елизавета Рашитовна
Катнов Дмитрий Алексеевич
Руппель Анастасия Сергеевна
Веретюк Светлана Андреевна
Карпов Илья Андреевич
Чкалова Виктория Александровна
Долгов Александр Игоревич
Романченко Татьяна Владимировна
Петрова Полина Александровна
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Ким Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация административного искового заявления
17.05.2023Передача материалов судье
18.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Подготовка дела (собеседование)
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее