Дело (УИД) №60RS0004-01-2024-000256-75
Производство №2а-151/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Великие Луки Псковской области Тимофеева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежаницкого района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке земельного участка на кадастровый учет, и об обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке земельных участков, на которых расположены братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д...., на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости, и об обязании Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области осуществить постановку данных земельных участков на кадастровый учет.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка соблюдения законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, а также законодательства о муниципальной собственности, в рамках которой в деятельности Администрации сельского поселения «Чихачевское» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: на территории сельского поселения «Чихачевское» расположены братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д.... (д....), которые являются муниципальным имуществом муниципального образования и включены в список памятников истории Псковской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения. Однако постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены братские могилы, вопреки требованиям закона, Администрацией волости до настоящего времени не осуществлена. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под воинскими захоронениями, может привести к нарушению границ смежных с указанным участком земель и, как следствие, к захоронению тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного законодательства.
В связи с указанным, заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в не постановке земельных участков, на которых расположены братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д.... (д....), на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости; обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить постановку земельных участков, на которых расположены братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д.... (д....), на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора г.Великие Луки Тимофеев Д.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, с учетом уточнения в части наименования братских могил.
Представитель административного ответчика – Глава сельского поселения «Чихачевское» Дмитриев А.Н. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также указал о согласии с исковыми требованиями.
При таких обстоятельствах суд, считая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ от 10 января 2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч.ч.1-3 ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.9 ч.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями.
В силу ч.1 ст.20 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Также данные полномочия отнесены к ведению сельских поселений и регламентированы п.3 ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений».
Согласно ст.2 Закона РФ от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются, в том числе: сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами (ст.3 указанного Закона).
Как следует из ст.11 указанного Закона, органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Кроме того, как следует из п.21 ч.2 ст.31 Устава муниципального образования «Чихачевское», содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесены к полномочиям сельского поселения в лице Администрации муниципального образования.
С учетом изложенного, выполнение органом местного самоуправления указанных действий является их публично-правовой обязанностью в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Частью 4 данной статьи определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 02 мая 2024 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. принято решение №32 о проведении проверки в Администрации сельского поселения «Чихачевское» в целях установления наличия или отсутствия нарушений законодательства о муниципальной собственности.
По результатам проверки составлен акт, в котором отражено, что в нарушение действующего законодательства братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д.... (д....), которые являются муниципальным имуществом муниципального образования и включены в список памятников истории Псковской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения, не поставлены на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
Как следует из выписок №3 и №7 от 03 июня 2024 года из реестра муниципального имущества муниципального образования «Чихачевское», братская могила 230 воинов Советской Армии и партизан (с....), и братская могила и мемориальная плита в память о расстрелянных и сожженных мирных жителях д.... (д....), внесены в реестр муниципального имущества муниципального образования «Чихачевское».
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в границах территории сельского поселения «Чихачевское» находятся два воинских захоронения. Межевание и определение границ земельных участков, на которых они расположены, не проводилось, сведения о дате постановке на кадастровый учет данных земельных участков отсутствуют, право собственности на них не зарегистрировано. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
07 мая 2024 года прокуратурой Бежаницкого района внесено представление в адрес Главы Администрации сельского поселения «Чихачевское» Дмитриева А.Н., согласно которому должностному лицу предложено принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: обеспечить государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены братские могилы в с.... и д.... Бежаницкого района.
Из представленного ответа Администрации сельского поселения «Чихачевское» от 27 мая 2024 года следует, что ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования на 2024 год денежных средств на расходы по обеспечению мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет братских могил, произвести постановку земельных участков в месячный срок не представляется возможным.
В силу п.п.1 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Объектами земельных отношений согласно п.п.2 п.1 ст.6 ЗК РФ являются земельные участки.
Пунктом 13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер, описание местоположения границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которым отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого воинским захоронением, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима.
На основании ч.ч.3, 5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года №2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков, на которых расположены воинские захоронения, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Отсутствие границ земельного участка, занятого воинским захоронением, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию мест захоронения, контролю за их состоянием, в том числе невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который затруднительно включить статьи расходов по содержанию захоронений в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые захоронениями, и как следствие, на сами захоронения. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями.
Таким образом, Администрацией сельского поселения «Чихачевское» надлежащим образом не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку без устранения выявленных недостатков нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц (граждан) на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ суд устанавливает административному ответчику срок для совершения действий по постановке земельных участков на кадастровый учет, заявленный административным истцом, 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с которым согласился представитель административного ответчика, находя его разумным для исполнения, а также указывает на необходимость сообщения административным ответчиком об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 230 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░....), ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.... (░....), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░...., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 230 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░...., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░...., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.
...
...
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░░