Кавказский районный суд Краснодарского края
352140, Краснодарский край, Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина, 164,
телефон (8861-93) 21-4-14, телефон/факс (8861-93) 21-4-87,
адрес официального сайта в сети «Интернет» http://kavkazsky.krd.sudrf.ru,
адрес электронной почты суда kavkazsky.krd@sudrf.ru
Дело № 2а- 906/2021 УИД № 23RS0017-01-2021-001405-17
Решение
Именем Российской Федерации
станица Кавказская 27 декабря 2021 года.
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Агеевой Н.Г.,
при секретаре -помощнике судьи Павловой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агенство финансового контроля» к Судебному приставу-исполнителю, старшему судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю, ГУФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо
Гожий Андрей Юрьевич о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя ОСП Кавказского района и г. Кропоткина,
УСТАНОВИЛ:
ООО «АФК» обратилось в суд с иском и просит признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю, выразившееся в не принятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №, предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», обязать начальника ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю отменить постановление об окончании исполнительного производства № для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № от 06.12.2017., совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, т.е. осуществить полный комплекс мер, направленный на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
В обоснование требований указывает, что 30.07.2020. судебным приставом - исполнителем Отделения судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю Лавреновой Е. В. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № от 05.03.2018 г., возбужденному на основании исполнительного документа № от 06.12.2017 г., выданного Кавказским районным судом Краснодарского края о взыскании задолженности в размере 56854,18 руб. с должника Гожий Андрей Юрьевич в пользу взыскателя ООО "АФК".
Согласно Банку данных исполнительных производств, размещенному на официальном сайте ФССП России, исполнительное производство окончено в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ №-229 «Об исполнительном производстве»,, положения которого предусматривают возвращение взыскателю исполнительного документа, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, а также устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда пристав возвращает исполнительный документ после возбуждения исполнительного производства взыскателю.
Во всех случаях, предусмотренных вышеуказанными положениями ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», кроме возврата по заявлению самого взыскателя, судебный пристав составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается, который в соответствии с ч. 2 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.После составления акта пристав выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Копию постановления об окончании исполнительного производства пристав должен направить, в том числе взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ч. 6 ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 2 ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» подлинник исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве только в случаях, предусмотренных пунктами 1. 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»,в остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.
При вынесении 30.07.2020. постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель был обязан направить вышеуказанный исполнительный документ взыскателю вместе с постановлением об окончании производства.
Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО "АФК" не поступил.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В ч. 1 ст. 64 указанного Федерального закона отмечено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление ареста на имущество, в том числе и на денежные средства, изымать указанное имущество, устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в том случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Поскольку решение суда не исполнено, административный истец считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно,без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода.
В случае наличия нарушений закона начальник ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю в соответствии с ч. 9 ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» должен по собственной инициативе отменить вынесенное ранее постановление об окончании исполнительного производства в целях совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 N215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции в отношении должников-граждан по 01 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применялись меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества, находящегося по месту жительства должника и наложением ареста на имущество, изъятием и передачей указанного имущества( за исключением транспортных средств), поэтому считает судебный пристав-исполнитель не мог осуществить полный комплекс мер принудительного исполнения по исполнительному производству, а поэтому считает возвращение взыскателю исполнительного документа в данном случае не допустимо.
Считает вышеуказанное бездействие Административных ответчиков, выразившееся в невозвращении исполнительного документа взыскателю, а также в не совершении всех необходимых исполнительных действий и применения всех необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок приводит к длительному нарушению законных прав, свобод и интересов взыскателя,а именно препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению, к необоснованному затягиванию реального исполнения исполнительного документа, что лишает взыскателя возможности получить своевременное, реальное исполнение вступившего в законную силу судебного акта, что также противоречит положениям статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных актов.
Административный истец просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административный ответчик ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину и судебный пристав-исполнитель в суд не явились, согласно заявлений просят дело рассмотреть в их отсутствие, с требования административного истца не согласны, указывают, что в рамках указанного исполнительного производства выполнен весь комплекс мер по взысканию задолженности: направлены запросы в регистрирующие органы, банки, в результате чего установлено наличие счетов в Сбербанке, в связи с чем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника. Также вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Наличие у должника движимого и недвижимого имущества не установлено. 30.07.2020. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, и в день вынесения указанного постановления исполнительный лист был направлен взыскателю.
Административный ответчик ГУФССП по Краснодарскому краю в суд явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Заинтересованное лицо Гожий А.Ю. в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно статье 2 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Ст. 4 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника- гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст. 12 N118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст. 13 N118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу п. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом судебный пристав- исполнитель, как лицо, непосредственно осуществляющее функции по принудительному исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, поэтому принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела усматривается возбуждение 05.03.2018 исполнительного производства в отношении должника Гожий А.Ю. о взыскании в пользу административного истца 56854,18 рублей. Указанное исполнительное производство окончено 30.07.2020. постановлением судебного пристава исполнителя с возвращением исполнительного документа взыскателю.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.1 ст. 46 этого Федерального закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Судом также установлено, что по указанному исполнительному производству взыскание не производилось.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя от 30.07.2020. исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождения должника.
Вместе с тем суду не представлено никаких доказательств, подтверждающих принятие судебным приставом-исполнителем мер по установлению места жительства и места пребывания (нахождения) должника. Акта о невозможности установления местонахождения должника суду не представлено.
Судебным приставом –исполнителем выхода по месту регистрации должника не произведено, наличие имущественного положения не проверено, также не установлено наличие у должника по месту его регистрации имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Доказательств изменения должником места жительства, отсутствия имущества по прежнему месту жительства, или необходимости передать исполнительное производство для дальнейшего исполнения по новому месту должника в соответствие со ст. 33 №229-ФЗ судом не установлено.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Кроме запросов в банки, регистрирующие органы, пенсионный фонд иные меры по установлению местонахождения должника и его имущества не принимались, должник не вызывался к судебному приставу, проверка должника по месту его жительства не производилась, актуальность сведений о месте жительства должника, указанных в исполнительном документе, судебным приставом не проверялась и доказательств этому суду не представлено.
В отсутствие указанных доказательств приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании указанного исполнительного производства, исполнительный лист в силу пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" возвращен взыскателю.
Вывод судебного пристава-исполнителя о невозможности установления местонахождения должника не основан на представленных доказательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неисполнении судебным приставом -исполнителем в должной мере требований п. 2 ст. 4, ст. 24, п. 11, 17 ст. 30ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", вследствие чего были нарушены права и законные интересы взыскателя.
Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона от "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Согласно представленных суду материалов исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 30.07.2020. составлен акт о возвращении исполнительного документа взыскателю, но никаких доказательств исполнения требований закона, возвращения взыскателю исполнительного документа суду не представлено.Также суду не представлено доказательств направления в адрес взыскателя копии постановления от 30.07.2020 об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю.
При установленных судом обстоятельствах не совершения всех необходимых исполнительных действий и применения всех необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, невозвращении исполнительного документа взыскателю суд приходит к выводу о нарушении законных прав и интересов взыскателя, а также наличию в силу незаконных действий ответчиков препятствий к повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №,░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 68 ░░ № 229 «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 30.07.2020. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.12.2021.