Дело № 2а-2135/2023
УИД 52RS0009-01-2023-002144-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 год г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Алымовой Т.В., при помощнике судьи Лукиной Е.В.,
с участием: старшего помощника Арзамасского городского прокурора Сухаревой О.Ю., представителя административного ответчика администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области и заинтересованного лица комитета имущественных отношений администрации г.о.г. Арзамас по доверенности Лямина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арзамасского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действия,
установил:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с административным иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действия.
Просит признать бездействие администрации городского округа город Арзамас, выразившееся в непринятии мер по объявлению указанного объекта бесхозяйным имуществом, по постановке бесхозяйного объекта на учет, обращения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность незаконным; обязать администрацию городского округа город Арзамас признать объект – канализационная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного; установить администрации срок исполнения решения суда.
В обоснование административного иска указывает, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при реализации полномочий по признанию объектов жилищно-коммунального хозяйства бесхозяйными. В рамках проверки установлено, что на территории города Арзамас имеется бесхозяйный объект – канализационная сеть, расположенная по адресу <адрес>. Собственником указанных объектов могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие право владения, пользования и распоряжения указанным бесхозяйным объектом. Какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости отсутствуют. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. До настоящего момента меры по объявлению указанного объекта бесхозяйным имуществом, по постановке бесхозяйного объекта на учет, обращения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность администрацией городского округа город Арзамас не приняты, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
В судебное заседание явились: старший помощник Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю., представитель административного ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области (по доверенности № от <дата>) и заинтересованного лица комитета имущественных отношений администрации г.о.г. Арзамас (по доверенности № от <дата>) Лямин Н.В.
С учетом мнения присутствующих, суд определил рассмотреть дело при даннйо явке.
Старший помощник Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю. пояснила, что заявленные административные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области и заинтересованного лица комитета имущественных отношений администрации г.о.г. Арзамас (по доверенностям) Лямин Н.В. административные исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время работа с данным объектом организована. Представил отзыв на административное исковое заявление от администрации г.о.г. Арзамас, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 130 ГПК РФ определено, что К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ, Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество (ст.50). К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п.3 ч.1 ст.16), организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.16).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с Постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 27.02.2017 N 209 "Об утверждении Порядка выявления бесхозяйного недвижимого имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, расположенного на территории муниципального образования - городского округа город Арзамас Нижегородской области, и приобретения права муниципальной собственности на него", на комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области возложена обязанность организовать работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; проведение мероприятий, необходимых для признания права муниципальной собственности города Арзамас на бесхозяйное и выморочное имущество, выявленное на территории города Арзамас.
В соответствии с представлением Арзамасской городской прокуратуры от <дата> №, требуется принять меры по постановке объектов жилищно-коммунального хозяйства – канализационная насосная станция, расположенная по адресу <адрес>; канализационная сеть, расположенная по адресу <адрес>, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию право на недвижимое имущество в качестве бесхозяйных объектов.
В соответствии с письмом администрации г.о.г. Арзамас от <дата>, администрация г.о.г. Арзамас сообщает об отсутствии упущений в работе должностных лиц, так как работа с данными объектами организована в соответствии с Постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 27.02.2017 N 209 "Об утверждении Порядка выявления бесхозяйного недвижимого имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, расположенного на территории муниципального образования - городского округа город Арзамас Нижегородской области, и приобретения права муниципальной собственности на него".
Из письма комитета имущественных отношений администрации г.о.г. Арзамас от <дата> следует, что канализационная сеть, расположенная по адресу <адрес> реестре муниципальной собственности города Арзамаса отсутствует, направлены запросы.
Из акта проверки от <дата> следует, что на территории города Арзамас имеется бесхозяйный объект - канализационная сеть, расположенная по адресу <адрес>.
Из письма комитета имущественных отношений администрации г.о.г. Арзамас от <дата> следует, что инвентаризация объекта - канализационная сеть, расположенная по адресу <адрес> запланирована на текущий год.
Из копии акта № от <дата> следует, что сеть необходимо оформить и передать на обслуживание ООО «Арзамасский водоканал».
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы, относится к полномочиям органов местного самоуправления, а обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления. Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Арзамас в нарушение требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке спорной канализационной сети, расположенной по адресу: <адрес>, как бесхозяйного имущества, принято не было. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия проживания и на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. При решении вопроса об установлении срока для исполнения решения суда, учитывая требования разумности, суд приходит к выводу об установлении трехмесячного срока для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.179, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2023
|
|