УИД63RS0025-01-2023-000343-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сызрань 13 апреля 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.,
при помощнике судьи Козулиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1169/2023 по административному исковому заявлению Орлова АА
к Комитету по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 16.01.2023 № 190/инф
«О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и предоставленных документов», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления
У С Т А Н О В И Л:
Орлов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением
к Комитету по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 16.01.2023 № 190/инф
«О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и предоставленных документов», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления.
В обоснование административного искового заявления указал, что 09.01.2023 через МБУ г.о. Сызрани «Многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг» подал административному ответчику заявление
о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 863 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, для личного подсобного хозяйства, предоставив необходимый пакет документов.
16.01.2023 заявление возвращено Комитетом без рассмотрения ввиду разночтений информации в части отнесения испрашиваемого земельного участка к муниципальной собственности, а не к государственной собственности.
По мнению административного истца, направленное им заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка возвращено незаконно, поскольку заявление в полном объеме соответствует требованиям пунктов 1 и 2 статьи 39.15 Земельного Кодекса РФ, требования которой не возлагают на заявителя обязанности по выяснению принадлежности земельного участка к муниципальной или государственной собственности и указание на данный факт в заявлении. Выданный ему в МФЦ неверный бланк заявления не может являться основанием для возврата заявления. Кроме того, норма статьи 39.14 Земельного Кодекса РФ не различает порядок подачи заявления о предварительном согласовании земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не содержит указания на обязательную форму такого документа. Также считает, что административным ответчиком нарушен административный регламент, а именно, не указана конкретная причина возврата заявления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования Орлов А.А. просил признать незаконным решение заместителя Главы городского округа Сызрань - руководителя Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань Токарева В.И., выраженное в письме от 16.01.2023 № 190 инф о возврате заявления
о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление от 09.01.2023
о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Протокольным определением суда 17.03.2023 к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена администрация г.о. Сызрань, в качестве заинтересованного лица МБУ г.о. Сызрани «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
В судебном заседании административный истец Орлов А.А. уточнённый иск поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что правовых оснований предусмотренных для возврата заявления у административного ответчика не имелось. Также указал, что после предъявления настоящего административного иска им было подано новое заявление, которое принято, рассмотрено по существу и постановлением администрации г.о. Сызрань от 15.03.2023 ему отказано в предварительном согласовании предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Представитель административного ответчика – Комитета по строительству
и архитектуре администрации городского округа Сызрань Филатова Д.О., действующая на возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика – администрации г.о. Сызрань, заинтересованного лица - МБУ г.о. Сызрани «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит
к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия
к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,
в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа (незаконности принятого им решения) и реального нарушения этим прав заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ).
Как видно из материалов дела, что Орлов А.А. обратился в Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань с заявлением от 10.01.2023
вх. № 45 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 863 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, для личного подсобного хозяйства, представив следующие документы: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; паспорт, согласование сетевой организации.
16.01.2023 заявление возвращено Комитетом заявителю без рассмотрения
в связи с тем, что в представленном заявлении имеется разночтение информации
в части отнесения испрашиваемого земельного участка к муниципальной собственности, а не к государственной собственности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14. Земельного кодекса РФ.
В силу частей 1,2,3 статьи 39.14. Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать
и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка,
а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления
о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно части 1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов
о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление
о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу (часть 2 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ).
Из заявления Орлова А.А. от <дата> о предварительном согласовании предоставления земельного участка следует, что в данном заявлении имеются все предусмотренные нормой статьи 39.15. Земельного кодекса РФ, сведения, в частности: фамилия, имя и отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом
2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного Кодекса РФ, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, цель использования земельного участка; почтовый адрес для связи с заявителем.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поданное Орловым А.А.
в Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов от <дата>, соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подано
в уполномоченный орган, к заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В данном конкретном случае суд приходит к выводу, что вопреки приведенным выше требованиям закона, административным ответчиком в обоснование своих возражений не представлено доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения о возврате заявления.
Доводы административного ответчика о том, что поданное Орловым А.А. заявление
о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов от <дата>, не соответствует предусмотренной форме, поскольку данное заявление содержит наличие разночтений информации в части отнесения испрашиваемого земельного участка к муниципальной собственности, а не к государственной собственности, суд полагает несостоятельными, поскольку норма статьи 39.15 Земельного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень требований и документов, необходимых для обращения с заявлением о предварительном согласования предоставления земельного участка, в число которых обязанность заявителя по выяснению принадлежности земельного участка к муниципальной, государственной или иной собственности, не предусмотрена.
Частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 25.02.2022 № 425 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
В приложении № 8 к Административному регламенту утверждена форма письма
о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка
и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в котором указывается конкретная причина возврата документов со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и положение Земельного кодекса Российской Федерации, к которому в пункте 3 статьи 39.15 имеется отсылка, а также со ссылкой на соответствующие пункты Административного регламента.
Между тем, как следует из материалов дела оспариваемое письмо Комитета от <дата> о возврате Орлову А.А. заявления, указание на конкретную причину возврата документов со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации
и положение Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, учитывая, что представленное Орловым А.А. заявление с приложенными
к нему документами содержало все необходимые сведения для его рассмотрения,
а принятое административным ответчиком решение не соответствует нормативным правовым актам, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, не содержит норму права, на основании которой заявление было возвращено заявителю, основание по которому заявление было возвращено заявителю статьей 39.14 Земельного кодекса РФ не предусмотрено, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является незаконным.
В соответствии частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Как следует из материалов дела, и административным истцом не оспаривалось, что после подачи им настоящего административного иска об оспаривании решения
о возврате заявления от 16.01.2023, он вновь самостоятельно 22.02.2023 обратился
в Комитет с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, которое рассмотрено. Постановлением администрации г.о. Сызрань Самарской области от 15.03.2023 № 690 Орлову А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена в собственность за плату.
При данных обстоятельствах учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела, заявление Орлова А.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в установленном законом порядке рассмотрено, по заявлению принято соответствующее решение, в случае несогласия с которым Орлов А.А.
не лишен права на обращение в суд требованиями об оспаривании данного решения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление от <дата>.
Руководствуясь статьями 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░
░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № ***/░░░
«░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 16.01.2023 № 190 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.