Дело <номер>а-55/2023
УИД 22RS0<номер>-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2023 года <адрес>
Павловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кречетовой О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к Черепановой О. В. о взыскании пеней по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2016, 2019 годы,
установил:
МИФНС <номер> по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Черепановой О. В. о взыскании пеней по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2016, 2019 годы в общей сумме 18 541,71 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что Черепанова О.В. является плательщиком транспортного налога, так как ей принадлежали: автомобиль легковой ИНФИНИТИ FX35, р.з.<номер> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль легковой ИНФИНИТИ М35 ЭЛИТ, р.з. <номер> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль легковой JEEP GRAND CHEROKEE с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В связи с неуплатой налога налоговым органом начислены пени за 2016 год в сумме 13770,49 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год на сумму 815,87руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Черепанова О.В. является плательщиком имущественного налога, поскольку имела в собственности объекты недвижимости:
Квартиру по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, площадью 27,8 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
Квартиру по адресу: <адрес> кадастровым номером <номер>, площадью 96,2 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Гараж по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, площадью 15,3 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- Жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, площадью 25,1 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- Квартиру по адресу: <адрес> кадастровым номером <номер>, площадью 50,9 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой налога налоговым органом начислены пени за 2019 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 653,73 руб., за 2016 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 3301,62 руб. Налог на имущество и транспортный налог за 2016 год взысканы судебным приказом <номер>а-2801/2018 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным мировым судьей судебного участка № <адрес> края, данный судебный приказ не отменялся. Налог на имущество и транспортный налог за 2019 год не взыскивались в судебном порядке.
Начисленные суммы пени были включены в требование от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. Административный истец своевременно обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ <номер>а-305/2022 был отменен в связи с возражениями должника.
Копия административного иска вручена Черепановой О.В. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный иск поступил в суд, определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без движения, предоставлен срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанный административный иск принят к производству суда. Поскольку общая сумма задолженности по налоговым платежам и санкциям не превысила 20000 руб., было определено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, сторонам установлены сроки для представления доказательств и возражений до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.
Копия определения от ДД.ММ.ГГГГ вручена МИФНС <номер> по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, административному ответчику Черепановой О.В. – ДД.ММ.ГГГГ.
Возражений, доказательств от административного ответчика Черепановой О.В. в установленный срок не поступило.
Исследовав представленные документы, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства и пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборов сроками. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени по своей природе имеют акцессорный характер и производны от основного обязательства, в связи с чем, взыскание пени на недоимку по налогу, возможность принудительного взыскания которого утрачена, не допускается.
В силу ст.11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.1). Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п.2).
Согласно пп.3 п.8 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется, в том числе, с использованием идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 107. В этом случае регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) формируется автоматически.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Черепанова О.В. была зарегистрирована в личном кабинете налогоплательщика через ЕСИА (Госуслуги), что подтверждается скриншотами, в которых отражены неоднократные входы в ЛК с применением системы ЕСИА с 2019 года, действия пользователя по редактированию профиля, формированию электронной подписи, что свидетельствует о получении доступа к ЛК в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Черепановой О.В. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об уплате в т.ч. пеней по налогам: по транспортному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 47880 руб. в сумме 13770,49 руб., за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 14280 руб. в сумме 815,87 руб.; по налогу на имущество за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 11473 руб. в сумме 3301,62 руб., за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 12071 руб. в сумме 653,73 руб., срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-15).
Данное требование не исполнено, сведений об оплате недоимок по транспортному налогу за 2016 год, по налогу на имущество за 2019 год, на которые были начислены пени, а также об уплате задолженности по пеням административным истцом суду не представлено. Срок обращения в суд по данному требованию истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган в установленный срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ <номер>а-305/2022, который отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ МИФНС <номер> по <адрес> (в пределах установленного 6-месячного срока) обратилась в суд с данным административным иском.
Проверив расчеты пеней, суд приходит к следующему.
Согласно карточке расчетов с бюджетом недоимка по налогам за 2016,2019 годы, задолженность по пеням не погашена.
В то же время, по данным административного истца ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом принято решение о сложении недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 14280 руб. (л.д.47), а также недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 12071 руб. (л.д.45), что исключает возможность взыскания начисленных на эти недоимки пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 815,87 руб. (транспортный налог за 2019 год) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 653,73 руб. (имущественный налог за 2019 год) соответственно.
Следовательно, административный иск в части взыскания пеней на недоимки по транспортному и имущественному налогам за 2019 год удовлетворению не подлежит.
Относительно пеней на недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год суд отмечает следующее.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения (п.1 ст.358 НК РФ).
Согласно п.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ЗС «О транспортном налоге на территории <адрес>» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя: для легковых автомобилей при мощности до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно-10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно- 20 руб., для грузовых автомобилей свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно- 50 руб. (ст.1 Закона).
В силу п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната, 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ст.402 НК РФ (которая действовала до ДД.ММ.ГГГГ) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса (п.1)
Согласно п.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 данной статьи.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> осуществлен переход на налогообложение имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ налоговая база по налогу на имущество физических лиц на территории <адрес> определялась исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В силу ст.404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 и п.2 ст.409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи.
Указанные налоги подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363 НК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории <адрес>", ст. 409 НК РФ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Черепановой О.В. было направлено налоговое уведомление <номер>, в котором к оплате до ДД.ММ.ГГГГ рассчитаны транспортный налог за 2016 год в размере 47880 руб. на автомобиль легковой ИНФИНИТИ FX35, р.<номер> и автомобиль легковой JEEP GRAND CHEROKEE, р.з. <номер>, а также налог на имущество физических лиц в размере 11473 руб. следующие объекты недвижимости: квартиру по адресу: <адрес>А, 1, 56 с кадастровым номером <номер>, квартиру по адресу: <адрес> кадастровым номером <номер>; гараж по адресу: <адрес>А, 9 с кадастровым номером <номер>; жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>; квартиру по адресу: <адрес> кадастровым номером <номер> (л.д.38-40).
Согласно скриншоту ДД.ММ.ГГГГ Черепановой О.В. было направлено требование <номер> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по уплате налогов, включенных в налоговое уведомление <номер>, в сумме 60380,79 руб., в том числе транспортного налога за 2016 год, налога на имущество физлиц за 2016 год, пеней (л.д.40-41).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> края был выдан судебный приказ <номер> на взыскание с Черепановой О.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 47880 руб., пени 829,12 руб., налога на имущество физлиц за 2016 год в размере 11473 руб., пени 829,12 руб.
Сведений о том, что данный судебный приказ отменен, не имеется, дата вступления в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, согласно ч.3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в ч.1,2 ст. 22 предусматривает, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Кроме того, взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом (ст.23 Закона).
В данном случае срок предъявления судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ (3 года) истек в октябре 2021 года, за год до предъявления налоговым органом настоящего административного иска. При этом доказательства прерывания срока исполнения указанного судебного приказа предъявлением к исполнению, либо частичным исполнением административный истец не представил.
Напротив, в карточках расчета с бюджетом отсутствуют сведения о частичном погашении недоимок, исполнении судебного приказа Черепановой О.В.
По информации официального сайта ФССП России, а также согласно ответу на запрос суда ОСП Павловского и <адрес>ов судебный приказ <номер> от 05.10.20218 в отношении на исполнение не поступал. Сведений о том, что срок предъявления судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен в установленном порядке, от МИФНС <номер> по <адрес> не представлено. Требования о взыскании недоимки по налогам за 2016 год суду не предъявлены.
Истечение срока предъявления судебного приказа к исполнению исключает возможность принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска МИФНС <номер> по <адрес> о взыскании пеней на указанные недоимки отсутствуют.
Судебных расходов, подлежащих распределению, не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016, 2019 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░