№
РЕШЕНИЕ
по делу №а-№/2023
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 г.
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Старовойт Е.А.,
при секретаре Косаткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области к Межрайонному ОСП УФССП России по Тамбовской области об уменьшении взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обратилась в суд с иском к Межрайонному ОСП УФССП России по Тамбовской области об уменьшении взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что решением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора г. Моршанска в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения удовлетворены. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением указанного решения судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем в связи с неисполнением в течение установленного пятидневного срока требований на администрацию Ракшинского сельсовета наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Истец считает, что данный исполнительский сбор подлежит уменьшению по следующим обстоятельствам и основаниям.
По данному вопросу администрацией Ракшинского сельсовета была проведена следующая работа.
На официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru было размещено постановление по перечню объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. В адрес Управления по регулированию тарифов Тамбовской области было направлено письмо по запросу сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса в соответствии с п.п. 2-8 и 13 ч. 8 ст.41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по которому был получен ответ. Также был разработан проект концессионного соглашения.
В связи с тем, что в мае 2023 г. заканчивается концессионное соглашение с <данные изъяты> в отношении объекта централизованных систем водоснабжения на территории Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, разрабатывается новое концессионное соглашение на объект водоснабжения, куда включены объекты водоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения, в том числе и артезианская скважина, водонапорная башня, расположенные в районе <адрес> водопроводные сети <адрес> на исполнение решения Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№/2022 г.
Администрация Ракшинского сельсовета осознала и согласна с данным требованием судебного пристава, и в кратчайшие сроки приняла меры, направленные по исполнению указанных требований с учетом требований действующего законодательства в данной сфере.
С учетом изложенных обстоятельств определением Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда о разработке проекта концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и последующего размещения его на соответствующем сайте до ДД.ММ.ГГГГ
При этом заявление в суд об отсрочке исполнения решения суда подано в пределах установленного пятидневного срока ДД.ММ.ГГГГ (получено постановление о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ).
Истцом был разработан проект концессионного соглашения, который был направлен ДД.ММ.ГГГГ для согласования в Министерство ТЭК ЖКХ Тамбовской области.
На основании вышеизложенного, истец просил уменьшить исполнительский сбор администрации Ракшинского сельсовета, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области ФИО4 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что в декабре был разработан проект концессионного соглашения, но не направлен в ТЭК ЖКХ на утверждение в связи с тем, что заканчивалась старая концессия и концессия, которая разрабатывалась, стала не актуальна. Та концессия, которая разрабатывалась, входила в старую концессию, где был уменьшенный тариф. После разъяснений приставов, необходимо было исполнить решение суда и довести до конца. В связи с этим, разработанный проект отредактировали, подписали и направили в ТЭК ЖКХ. Ошибка заключалась в том, что истец вовремя не направил соглашение. При этом направление этих сведений не является исполнением решения суда. Исполнением считалось бы размещение подписанного проекта концессионного соглашения на сайте <данные изъяты>. Сам проект подписывается примерно 2-3 месяца. Прошло уже 2 месяца, поэтому представитель истца полагает, что он будет подписан в ближайшее время. Как только проект будет подписан, его разместят на сайте. Для исполнения приставами был установлен пятидневный срок. Однако за пять дней это сделать невозможно, поэтому представитель истца обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, которая была предоставлена до июня 2023 г. Администрация сельсовета не бездействовала и занималась этим вопросом. В администрации нет специалистов, которые могли бы разработать эту концессию, поэтому им помогали специалисты администрации Моршанского района. Эта концессия была на несколько сельсоветов. Все требования для подготовки концессии, были исполнены вовремя.
Другие участники, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения удовлетворены.
Решено возложить на администрацию Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, а именно артезианской скважины, водонапорной башни, расположенных в районе <адрес>, водопроводной сети проходящей в <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> и разместить его на официальном сайте в сети «Интернет» <данные изъяты>
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Моршанского РОСП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Ракшинского сельсовета <адрес> было возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого являлось возложение обязанности на администрацию Ракшинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, а именно артезианской скважины, водонапорной башни, расположенных в районе <адрес>, водопроводной сети проходящей в <адрес> и <адрес> сельсовета Моршанского района Тамбовской области и разместить его на официальном сайте в сети «Интернет» <данные изъяты>».
Должнику – администрации Ракшинского сельсовета был установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником указанного постановления.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Ракшинского сельсовета обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению прокурора г. Моршанска в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Моршанского РОСП УФССП России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ было передано в МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу - исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично - правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела и пояснений представителя административного истца следует, что на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru было размещено постановление по перечню объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Администрацией Ракшинского сельсовета в адрес Управления по регулированию тарифов Тамбовской области было направлено письмо по запросу сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса в соответствии с п.п. 2-8 и 13 ч. 8 ст.41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по которому был получен ответ.
Также был разработан проект концессионного соглашения, который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Министерство ЖКХ и ТЭК Тамбовской области на утверждение, которое составляет примерно 2-3 месяца.
С учетом изложенных обстоятельств, судом установлено, что администрацией Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области принимались меры по надлежащему исполнению решения суда и содержащемуся в исполнительном документе требованию, связанные с проведением работ по разработке проекта концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.
Суд соглашается с доводами представителя административного истца о том, что в пятидневный срок исполнить решение суда не представлялось возможным, поскольку в данном случае исполнение решения связано с разработкой проектной документации и ее последующем утверждением. Кроме того, истец в срок, установленный судебным приставом – исполнителем, обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которое впоследствии было удовлетворено.
Таким образом, исходя из степени вины административного истца в неисполнении в срок исполнительного документа, наличия данных позволяющих признать, что администрацией проводится работа по исполнению решения суда и, исходя из особого статуса административного образования, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом - исполнителем по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ подлежит уменьшению на ? размера, то есть до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-176, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░