14RS0035-01-2024-002688-46
Дело № 2а-2746/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 15 марта 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Турниной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дьяконова Дмитрия Геннадьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
установил:
Дьяконов Д.Г. обратился с указанным административным иском, мотивируя тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. ____ с назначением под жилой дом. Истец обратился с заявлением о перераспределении земельного участка со смежным земельным участком, собственность на который не разграничена. Решением, выраженным в уведомлении от 13.11.2023 № 5174-ДИЗО/23, ответчик отказал в предоставлении муниципальной услуги, поскольку перераспределение земельного участка не предусмотрено проектом межевания территории, который утвержден, отсутствуют предусмотренные в законе основания для перераспределения земельного участка, перераспределение приведет чересполосице, кроме того, земельный участок учтен под объекты дошкольного образования и многоэтажной жилой застройки. С отказом истец не согласен, просит признать незаконным, обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании истец Дьяконов Д.Г., представитель истца Черновалюк М.З. доводы иска поддержали, просят удовлетворить, пояснили, что предусмотренных законом оснований для отказа в перераспределении земельного участка не имелось, ранее участок истца и перераспределяемый участок являлись одним участком под жилым домом и истец пользовался и продолжает пользоваться им. Раздел земельного участка и внесение сведений о нем как о трех земельных участках произошел в результате незаконных действий третьих лиц и недействительного межевания участка ответчиком, что установлено вступившими в законную силу судебными актами. Перераспределение земельного участка приведет к восстановлению прав истца, к увеличению площади участка и приведению его в соответствие к утвержденным минимальным предельным размерам, которые составляют 650 кв.м. Также указывают, что ранее в ПМТ участок был учтен в испрашиваемых истцом в настоящее время границах, изменения ПМТ также стали результатом незаконных действий третьих лиц. Кроме того, отказ подписан неуполномоченным лицом – начальником отдела, тогда как право подписывать решения о предварительном согласовании и отказов в таком согласовании есть только у Главы ГО «город Якутск».
В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенности Прокопьев А.А. с административным иском не согласился по основаниям, изложенным в оспариваемом решении. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
В соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельного участка (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ), поэтому до заключения соглашения о перераспределении земельных участков органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна быть утверждена схема расположения земельного участка с целью его формирования и постановки на кадастровый учет (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Однако обстоятельств, перечисленных в п.9 ст. 3.29 К РФ судом не установлено, их наличие ответчиком не доказано.
Подпунктом 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
К числу оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относится разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из обстоятельств по делу следует, что жилой дом, находящийся в настоящее время в собственности истца, ранее располагался на земельном участке площадью 845 кв.м., раздел земельного участка и последующее внесение его границ в меньшем размере в проект межевания и планировки квартала «№» г. Якутска явились результатом незаконных действий третьих лиц.
В настоящее время истцу принадлежит участок площадью 617 кв.м., что не соответствует действующим в настоящее время градостроительным регламентам, согласно которым минимальный предельный размер формируемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляет 650 кв.м., максимальный – 1200 кв.м. (ст. 43.1 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск").
Испрашиваемая к перераспределению часть земельного участка составляет 329 кв.м., не используется ни другими лицами, ни как земли общего пользования, расположена в зоне Ж-2А, из испрашиваемого к перераспределению участка не может быть образован самостоятельный участок ввиду несоответствия его размера минимальным предельным параметрам в зоне Ж-2А. Перераспределение не образует изломанности и чересполосицы.
Исследовав обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о том, что перераспределение приведет к более рациональному использованию испрашиваемого участка, приведет участок истца в соответствие с действующими градостроительными регламентами, а также распределение может быть произведено на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
По смыслу закона перераспределение осуществляется в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а не исключительно в этих целях. При этом, ответчик не смог обосновать в судебном заседании в чем заключается несоответствие испрашиваемого перераспределения проекту планировки и межевания территории квартала.
Кроме того, решение принято и подписано неуполномоченным на такие действия должностным лицом.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе путем заключения о перераспределении земельного участка, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1.3, 2.2 Административного регламента, принятого постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 N 53п "Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее Административный регламент) предоставление муниципальной услуги осуществляется Окружной администрацией г. Якутска. Ответственным структурным подразделением при предоставлении муниципальной услуги является Департамент имущественных и земельных отношений.
Согласно п.3.21 Административного регламента специалист Учреждения (Департамента) с момента получения информации УАиГП Администрации, указанной в пункте 3.19 настоящего Административного регламента, а также с момента окончания действий, указанных в пункте 3.20 настоящего Административного регламента, осуществляет проверку полного комплекта документов на наличие или отсутствие оснований для принятия соответствующего решения, указанных в подпункте 2.17.1 настоящего Административного регламента.
В соответствии с п.3.22 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.17.1 настоящего Административного регламента, специалист Учреждения осуществляет подготовку проекта решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и направляет его на подписание руководителю Департамента. Подписанное решение регистрируется в порядке делопроизводства и направляется муниципальным служащим в порядке, предусмотренном пунктом 2.11 настоящего Административного регламента, в ГАУ "МФЦ" для выдачи результата муниципальной услуги заявителю, либо в порядке, предусмотренном пунктом 2.10 настоящего Административного регламента почтовым отправлением заявителю результата муниципальной услуги.
Результатом административной процедуры является: выдача заявителю решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка либо выдача заявителю решения об отказе в согласовании испрашиваемых границ в случае утвержденного проекта межевания территории; передача подготовленной схемы расположения земельного участка с пакетом документов для подготовки проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо направление на согласование согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков на испрашиваемые границы в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п.3.24).
Подготовка проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется специалистом Учреждения (п. 3.27).
Проект решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории подписывается руководителем Департамента (п. 3.29).
После подписания руководителем Департамента решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории регистрируется в порядке делопроизводства с присвоением ему номера и даты. Утвержденная решением об утверждении схемы расположения земельного участка схема расположения земельного участка является неотъемлемой частью указанного решения (п.3.30).
Решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории направляется муниципальным служащим Департамента в порядке, предусмотренном пунктом 2.11 настоящего Административного регламента, в ГАУ "МФЦ" для выдачи заявителю либо в порядке, предусмотренном пунктом 2.10 настоящего Административного регламента, через почтовое отправление.
Таким образом, специалист Департамента проводит экспертизу документов, подготавливает проект решения и направляет решение заявителю, правом подписи принятого решения наделен только руководитель Департамента имущественных и земельных отношений.
В нарушение вышеуказанных положений Административного регламента отказ в заключении соглашения о перераспределения земельного участка подписан начальником организационного отдела ДИЗО Кузьминой С.П., а не начальником Департамента либо лицом его замещающим.
При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным, а административный иск подлежит удовлетворению с возложением на ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление Дьяконова Д.Г. о перераспределении земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 13.11.2023 № 5174-░░░░/23.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.10.2023 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2024 ░░░░