УИД11RS0002-01-2023-002888-90
Дело № 2а-2956/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 11 сентября 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,
при секретаре судебного заседания Журавкевич Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ласточкина Александра Сергеевича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 100000 руб. В обоснование иска о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе указал, что в период с сентября 2020 по октябрь 2020 содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России, где административный ответчик допускал нарушение условий содержания под стражей, которые выражались в отсутствии горячего водоснабжения, отсутствовала естественная вентиляция, в камерах были грызуны, отсутствовали дезинфицирующие средства, пол камеры прогнивший, отсутствовала возможность принять душ, стены и пол камеры в грибке, постельное белье имело дыры и пятна, подушки и матрасы имели запах, еда не соответствовала требованиям.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Административные ответчики, заинтересованное лицо о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Из положений статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).
Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР № 189), действовавшие в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:
- право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, <...> 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и в соответствии с Конституцией.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Как следует из алфавитной карточки, административный истец содержался в СИЗО-3 в период: с 03.09.2020 по 01.10.2020.
Рассматривая доводы административного истца об отсутствии подвода горячей воды в камеры, суд приходит к следующему.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно пункту 43 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 он устанавливает нормы проектирования, которые распространяются на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения настоящего Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (пункт 1.2).
Пунктом 19.1 Свода правил СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
Действующее законодательство в области организации исполнения наказания и содержания заключенных под стражей исходит из обеспечения уважения достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Административные ответчики не отрицают отсутствие горячей воды в камерах в период содержания административного истца в Учреждении.
Между тем, приведенные выше правовые нормы, в том числе, положения Правил внутреннего распорядка СИЗО от 14.10.2005 № 189, действовавшие в соответствующий период времени, исходят из того, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно письменному отзыву административных ответчиков, несмотря на то, что сам порядок обращения заключенных с просьбой о предоставлении горячей воды для стирки и гигиенических целей Правилами внутреннего распорядка или иными нормативно-правовыми актами не регламентирован, горячая вода для указанных целей выдается по обращению заключенного (в том числе устному обращению), в установленное распорядком дня время, отведенного для завтрака, обеда и ужина.
Согласно справке начальника канцелярии ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК от 08.09.2023, административный истец, за время содержания в учреждении, в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК по вопросам коммунально-бытового обеспечения не обращался.
Кроме того, судом учитываются представленные административными ответчиками сведения об обеспечении в камерах следственного изолятора мер компенсационного характера отсутствующему горячему водоснабжению в виде возможности иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать электрокипятильники заводского изготовления или чайники определенной мощности; также всем лицам, содержащимся в следственном изоляторе, обеспечивается возможность помывки с определенной периодичностью, что обеспечивает административному истцу его право на поддержание своего гигиенического состояния в надлежащем состоянии.
Доводы истца об антисанитарном состоянии камер, недостаточности освещения, отсутствие дневного света, присутствие грызунов, отсутствие дезинфицирующих средств в камере, прогнившего напольного покрытия, грибка и пятен на стенах камеры не нашли своего подтверждения, так, согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 1ОЗ-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Статьей 24 указанного закона установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
...)
Обязанность по ежедневному измерению уровня освещенности и температурного режима в камерах, на администрацию следственного изолятора нормативно-правовыми актами не возложена, указанные замеры производятся должностными лицами СИЗО-З, по возможности, ежемесячно, а при поступлении к администрации СИЗО-З обращений или жалоб, от лиц, содержащихся в камерах, о нарушении уровня освещенности, в этот же день, о чем составляется акт.
Согласно справке, выданной канцелярией СИЗО-З, заявлений о ненадлежащем уровне освещения от истца не поступало.
Актом проверки филиалом ЦГСЭН от 30.09.2020 № 72 подтверждено соответствие уровня освещенности и температурного режима в камерах СИЗО-З нормам, установленным как СП 15-01, так и СанПиН 1.2.3685-21.
Во исполнение положения ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 1ОЗ-ФЗ, а также постановления № 185 от 15.04.2020 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции» главного государственного санитарного врача ФСИН России полковника внутренней службы А.А. Галкина с апреля 2020 года в СИЗО-З еженедельно производилась дополнительная дезинфицирующая обработка камер, что подтверждается актами.
Кроме того, соблюдение и выполнение санитарно-гигиенических требований возложено не только на администрацию мест заключения под стражу, но и на подозреваемых и обвиняемых.
Так, согласно ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
В соответствии с п. 1 приложения 1 ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в СИЗО, обязаны, кроме прочего, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в том числе, предметы для уборки камеры (п.41 ПВР СИЗО). Таким образом, для поддержания надлежащих санитарных условий в санитарном узле возложено непосредственно на спецконтингент, содержащийся в камере.
Следственный изолятор ежегодно подвергается проверке со стороны контролирующих органов, в том числе по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований в камерах, где содержится спецконтингент.
В 2020 году, акты прокурорского реагирования в адрес СИЗО-З в части несоблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований не вносились.
Кроме того, надлежащие санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические условия подтверждаются Актом проверки филиалом «Центр государственного санитарно- противоэпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (далее - Акт ЦГСЭН) за 2020, в соответствии с которым нарушений санитарно-эпидемиологического состояния в камерах в которых содержался истец не выявлялись. Также, данными Актами подтверждается проведение дератизационных работ по заключенным СИЗО-3 договорам.
На основании чего, суд приходит к выводу, что санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические условия соответствовали требованиям, установленным российским законодательством, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Административным истцом указывается на нарушение его прав отсутствием естественного проветривания, отсутствие свежего воздуха, данные доводы, по мнению суда, своего подтверждения не нашли.
Так, согласно, ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 1ОЗ-ФЗ установлено, что все камеры обеспечиваются, кроме прочего, по возможности вентиляционным оборудованием.
Из смысла названного пункта следует, что обязанность по оборудованию камер вентиляционным оборудованием на администрацию следственного изолятора не возложена.
Камеры ..., ... находящиеся ь здании режимного корпуса .... (год постройки и ввод в эксплуатацию - 2002). ....
Не смотря на наличие работающей приточно-вытяжной системы, ее отсутствие не противоречит законодательству Российской Федерации, регламентирующему условия содержания под стражей, в связи с чем, суд приходит к убеждению, что законные права и интересы истца не нарушены.
В процессе надзорной деятельности, контролирующими органами в период 2020 года, нарушение в части неисправности вентиляционного оборудования в СИЗО-З, не выявлялось. Сам административный истец к администрации СИЗО-3 по вопросу неисправности данного оборудования не обращался.
Кроме того, рабочее состояние форточек в камерах и вентиляционного оборудования, также подтверждается актами проверки филиалом «Центр государственного санитарно-противоэпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России за 2020 год.
Доводы истца о выдачи ему постельных принадлежностей и мягкого инвентаря вне надлежащем виде опровергаются следующим:
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются, кроме прочего, постельные принадлежности.
Пунктом 40 ПВР СИЗО установлено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, в том числе: постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Сроки эксплуатации мягкого инвентаря в следственном изоляторе, утверждены приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (приложение 1, норма 6). Так, в соответствии с указанным приказом установлены следующие сроки эксплуатации: одеяло (полушерстяное или с синтетическим наполнителем), матрац (ватный или с синтетическим наполнителем), подушка (ватная или с синтетическим наполнителем) – 1 шт. в 4 года; простыня – 4 шт. в 4 года; наволочка подушечная верхняя – 2 шт. в 2 года, при этом примечанием к норме установлено, что: в следственных изоляторах сроки эксплуатации постельных принадлежностей (кроме полотенец) сокращаются на 1 год.
Пунктом 45 ПВР СИЗО установлено, что смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Истец, в соответствии с приказом МЮ РФ от 03.12.2013 № 216, обеспечен постельными принадлежностями: матрац 1 шт., одеяло 1 шт., подушка 1 шт., простынь 2 шт., наволочка 1 шт., о чем имеется отметка в камерной карточке, с личной подписью истца. Выдача более 1 матраца законодательством РФ не предусмотрено.
Постельные принадлежности и мягкий инвентарь регулярно проходят процедуру комиссионного осмотра при износе или после истечения сроков эксплуатации постельные принадлежности, и мягкий инвентарь списываются и заменяется на новый. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. При убытии из СИЗО-З подозреваемых, обвиняемых, осужденных выданные им во временное пользование матрац, подушка, одеяло проходят процесс санитарной обработки в дезинфекционной камере под контролем медицинского работника, постельные принадлежности стираются. Дополнительно при обращении подозреваемых, обвиняемых, осужденных, в адрес администрации могут быть заменены постельные принадлежности.
В подтверждение, административным ответчиком, предоставлен Акт проверки филиалом «Центр государственного санитарно-противоэпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (далее - Акт ЦГСЭН) от 30.09.2020. Согласно указанному Акту оборудование прачечной представлено: стиральными машинами в количестве 3 штук (для стирки полотенец, основная и для стирки белья инфекционных больных), центрифуга - 1 шт.; дезинфекционная камера. Все оборудование находится в исправном рабочем состоянии. Имеются помещения сушки и хранения чистого белья, гладильное отделение. В помещении сушки и хранения чистого белья имеется окно выдачи белья спецконтингенту после помывки.
Компетентными органами, проводившими проверки нарушений, в части ненадлежащего состояния выдаваемых постельных принадлежностей и мягкого инвентаря спецконтингенту не выявлено.
На основании суд считает, что обеспечение, истца, в указанный период соответствовало требованиям, установленным приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
Доводы административного истца о ненадлежащем качестве питания не нашли своего подтверждения, так как согласно предоставленной административным ответчиком сведений, обеспечение питанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО-З осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 г. № 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - приказ № 696), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (далее - постановление Правительства № 205), а также приказом Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
В соответствии с пунктом 42 приказа № 696 разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). Пунктом 44 приказа № 696 норма питания распределяется по энергетической ценности (калорийности): на завтрак - 30-35%, на обед - 40-45% и на ужин - 20-30%, а для воспитательных колоний - суточная калорийность распределяется: на завтрак - 20%, на второй завтрак 15%, обед - 30-35%, полдник - 5-10%, ужин - 25%. Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. В следственных изоляторах, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, холодные закуски могут не планироваться (п. 45). Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая. (п. 46) Раскладка продуктов (меню) в СИЗО-З утверждается начальником учреждения на неделю.
Продукты при приготовлении закладываются только в присутствии дежурного помощника начальника учреждения строго по массе, указанной в котловом ордере, с учетом отходов при первичной обработке продуктов. Раздача пищи осуществляется после опробования пищи медицинским работником и с разрешения дежурного помощника начальника учреждения, который проверяет соблюдение норм питания.
Перед каждым приемом пищи медицинский работник проверяет качество приготовления пищи, расписывается в книге учета за качеством приготовления пищи о соответствии блюд раскладкам продуктов и органалептическим показателям в соответствии с технологическими картами.
Данный контроль осуществляют и другие должностные лица по указанию руководства учреждения.
Согласно пункта 106 главы 6 приказа № 696 еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
Все продукты питания, поступившие на склад учреждения, имеют сертификат качества и соответствия. Продовольствие, поступающее для приготовления пищи, соответствует требованиям действующих ГОСТов и сопровождается документами поставщика, удостоверяющими его качество. Строго соблюдаются условия хранения продуктов в соответствии с требованиями определенных СНиПами.
Качество приготовления пищи - удовлетворительное, калорийность - в норме, разнообразие блюд поддерживается. Нормы выдачи продуктов соблюдаются. Выдача холодных блюд в камеры, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные не допускается.
Качество питания подтверждается актом филиала ЦГСЭН от 30.09.2020 г., в соответствии с которым, питание подозреваемых, обвиняемых и осужденных организовано в соответствии нормативно-правовыми актами. Качество приготовленных блюд удовлетворительное. Суточные пробы хранятся в отдельном холодильном оборудовании не менее 48 часов. Бракеражный журнал и книга «Учета контроля за качеством приготовления пищи ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми» ведутся в соответствии с нормативными требованиями. Пищеблок располагает необходимым набором помещений. Канализационная, водопроводная и вентиляционная системы функционируют исправно.
На основании изложенного и представленных доказательств, судом не установлено нарушений условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, условия содержания соответствовали установленным нормам законодательством, в связи с чем законные права и интересы заявителя не нарушены, соответственно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 22 ░░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░