Дело № 2а-3370/2023 11 сентября 2023 года
78RS0017-01-2022-005908-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Галкиной Е.С.,
при секретаре Тимофеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению <ФИО>2, <ФИО>3 к ФГКУ «Федеральное управление накопительной – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», МИФНС № по Москве об обязании провести принудительную ликвидацию,
установил:
Административный истец обратился с административным иском в суд к ФГКУ «Федеральное управление накопительной – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», МИФНС № по Москве об обязании провести принудительную ликвидацию, в обосновании заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ между <ФИО>3 и ФГКУ «Росвоенипотека» заключен договор № целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита в размере 700 000 рублей и погашения обязательств по ипотечному кредиту №с-000005, выданному ОА «Балтийский Инвестиционный банк» на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. <ФИО>3 является собственником указанного жилого помещения. В указанном жилом помещении зарегистрирована <ФИО>2 Как указывают административные истцы, сделка с ФГКУ «Росвоенипотека» не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку при покупке жилого помещения также приобретаются долевые права на землю (придомовую территорию). ФГКУ «Росвоенипотека» участвует в кредитовании военнослужащих, совершает сделки с недвижимостью и земельными участками, что противоречит действующему законодательству.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили обязать ФНС России провести принудительную ликвидацию ФГКУ «Росвоенипотека».
Административный истец <ФИО>2 в судебное заседание явилась, поддержала административный иск.
Представители административных истцов <ФИО>2, <ФИО>3 по доверенности <ФИО>7, она же заинтересованное лицо, и представитель <ФИО>5 в судебное заседание явились, просили удовлетворить административный иск.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, а потому суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между <ФИО>3 и ФГКУ «Росвоенипотека» заключен договор № целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита в размере 700 000 рублей и погашения обязательств по ипотечному кредиту №, выданному ОА «Балтийский Инвестиционный банк» на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
<ФИО>3 является собственником указанного жилого помещения. В указанном жилом помещении зарегистрирована <ФИО>2
Как указывают административные истцы, сделка с ФГКУ «Росвоенипотека» не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку при покупке жилого помещения также приобретаются долевые права на землю (придомовую территорию).
ФГКУ «Росвоенипотека» участвует в кредитовании военнослужащих, совершает сделки с недвижимостью и земельными участками, что противоречит действующему законодательству.
Основания и порядок ликвидации юридических лиц установлены ст. 61 ГК РФ.
Согласно ч. 3 указанной статьи юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
В материалах дела не имеется доказательств фактов, которые свидетельствовали бы о наличии приведенных выше законных оснований для ликвидации.
Помимо того, положениями ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Такие обстоятельства также не установлены.
Одновременно с этим, указание административных истцов на то, что ФГКУ «Росвоенипотека» осуществляет деятельность в отсутствие лицензии, также противоречит правовым нормам и фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ, в уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Как установлено п. 17 Устава, утвержденного 24.06.2011 Министерством обороны РФ, для достижения уставных целей ФГКУ «Росвоенипотека» вправе осуществлять в том числе оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.12.2005 № 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" ФГКУ «Росвоенипотека» создано для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченный федеральный орган, в том числе, осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам накопительно-ипотечной системы по заявлению в письменной форме участника.
Таким образом, на ФГКУ «Росвоенипотека» возложена функция по заключению договоров целевых жилищных займов.
Вместе с тем, указанная деятельность не входит в перечень видов деятельности, указанных в ст. 49 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Также суд не может согласиться с доводами административных истцов о том, что ФГКУ «Росвоенипотека» осуществляются сделки с недвижимостью, поскольку в силу законодательства о залоге ФГКУ «Росвоенипотека» не имеет каких-либо имущественных прав в отношении недвижимости и земли, права ФГКУ «Росвоенипотека» носят обязательственный характер.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется, и в них надлежит отказать.
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2, <░░░>3 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.10.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░