Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2870/2023 ~ М-1460/2023 от 13.03.2023

Дело № 2а-2870/2023

72RS0013-01-2023-001708-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень                                                                              19 апреля 2023 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Соколовой О.М.,

при секретаре Турлубековой Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 к Чекановой Людмиле Владимировне о взыскании задолженности по обязательным платежам, санкциям,

установил:

ИФНС России № 1 по г. Тюмени обратилась с административным исковым заявлением к Чекановой Л.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017 года. Чекановой Л.В. начислены к оплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законодательством срок, инспекцией начислены пени. В адрес Чекановой Л.В. направлены требования об уплате налога, от 27.02.2018 г. №337486, от 25.01.2019 г. №368194, от 20.01.2020 г. №31798 которые добровольно не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка №2 Калининского судебного района г. Тюмени от 24 февраля 2021 года вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать с Чекановой Л.В. недоимку в размере 63 035,44 руб., из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) (ОКТМО 71701000): налог в размере 50 105,49 руб., пени в размере 2 058,50 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (ОКТМО 71701000): налог в размере 10 467,63 руб., пени в размере 403,82 руб.

Представитель административного истца ИФНС России №1 по г. Тюмени, административный ответчик Чеканова Л.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном интернет-сайте Калининского районного суда г. Тюмени.

Представитель административного истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

На основании ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 НК РФ.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Чеканова Л.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017 года, была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем на основании п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» являлся страхователем и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется положениями главы 34 НК РФ.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется в порядке, предусмотренном ст. 430 НК РФ.

Из положений ч. 1 ст. 432 НК РФ следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Так, в силу ч. 2 ст. 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

На основании ч. 1 и ч. 4 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной ч. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ, которое согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с указанными требованиями законодательства налоговым органом Чекановой Л.В. начислены к оплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) (ОКТМО 71701000): в размере 50 105,49 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (ОКТМО 71701000): в размере 10 467,63 руб.

В связи с тем, что страховые взносы не были уплачены в установленный законом срок, Чекановой Л.В. в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) (ОКТМО 71701000): в размере 2 058,00 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (ОКТМО 71701000): в размере 403,44 руб.

Расчет пени, представленный административным истцом, судом проверен и принят во внимание как верный, административным ответчиком расчет не оспорен и не опровергнут, иного расчета не представлено.

На основании ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования № 082S01170019549 по состоянию на 09 января 2017 года со сроком исполнения до 01 апреля 2017 года; № 337486 по состоянию на 27 февраля 2018 года со сроком исполнения до 29 марта 2018 года; №368194 по состоянию на 25 января 2019 года со сроком исполнения до 14 февраля 2019 года; №31798 по состоянию на 20 января 2020 года со сроком исполнения до 12 февраля 2020 года (л.д. 8-11).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке должен исчисляться по требованиям: № 082S01170019549 по состоянию на 09 января 2017 года со сроком исполнения до 01 апреля 2017 года, с 01 апреля 2017 года по 01 октября 2017 года; № 337486 по состоянию на 27 февраля 2018 года со сроком исполнения до 29 марта 2018 года, с 29 марта 2018 года по 29 сентября 2018 года; №368194 по состоянию на 25 января 2019 года со сроком исполнения до 14 февраля 2019 года, с 14 февраля 2019 года по 14 августа 2019 года; №31798 по состоянию на 20 января 2020 года со сроком исполнения до 12 февраля 2020 года, с 12 февраля 2020 года по 12 августа 2020 года.

Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №1 Калининского судебного района г. Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа 24 февраля 2021 года с нарушением срока установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ, в связи с чем 24 февраля 2021 года, в выдаче судебного приказа мировым судьей отказано (л.д. 5).

Согласно постановления Пленума Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени №1 поступило в Калининский районный суд г. Тюмени 13 марта 2023 года, т.е. по истечению сроков установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, ст. 287 КАС РФ установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления и документам, прилагаемым к нему.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Требование об уплате налога согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Из административного искового заявления следует, что требования № 082S01170019549 по состоянию на 09 января 2017 года со сроком исполнения до 01 апреля 2017 года; № 337486 по состоянию на 27 февраля 2018 года со сроком исполнения до 29 марта 2018 года; №368194 по состоянию на 25 января 2019 года со сроком исполнения до 14 февраля 2019 года; №31798 по состоянию на 20 января 2020 года со сроком исполнения до 12 февраля 2020 года направлены Чекановой Л.В., но доказательств направления указанных требований по почте заказным письмом или посредством личного кабинета налогоплательщика в материалы дела налоговым органом не представлено.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, что установлено ч. 4 ст. 289 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению, поскольку согласно п. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительной причине. Процедура принудительного взыскания задолженности, состоящая из взаимосвязанных этапов и сроков реализации, не является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд. Доказательства наличия уважительных причин, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно обратиться в надлежащий суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, последним не представлены. Значит, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

С учетом представленных доказательств, оцененных по правилам ч. 1 ст. 84 КАС РФ, и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что срок предъявления заявления к мировому судье для взыскания с Чекановой Л.В. обязательных платежей и санкций изначально был пропущен административным истцом, в ходатайстве о восстановлении срока отказано, а также несоблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности, суд полагает, что административное исковое заявление ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Чекановой Л.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 23, 45, 48, 69, 70, 357, 358 НК РФ, ст. ст. 45, 62, 84, 175-177, 290 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                                                                                              ░.░. ░░░░░░░░

            ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2870/2023 ~ М-1460/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г. Тюмени № 1
Ответчики
Чеканова Людмила Владимировна
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени
Судья
Соколова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
kalininsky--tum.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация административного искового заявления
14.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2023Подготовка дела (собеседование)
31.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
25.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее