№ 2а-759/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 26 августа 2019 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области,
в составе: председательствующего судьи – Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Боровковой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 2а-759/2019 по административному исковому заявлению Рябцева Юрия Викторовича к Ялуторовскому межрайонному прокурору Тюменской области о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, возложении обязанности по устранению нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным действия Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выразившегося в письме от 08.08.2019 №ж-2019 по направлению и пересылке обращения кандидата в депутаты Ялуторовской городской Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 14 Рябцева Ю.В. на рассмотрение в государственный орган и должностному лицу, действия (бездействие) которых обжалуются, и по неразъяснению порядка обжалования принятого решения и совершенного действия, а также права обращения в суд; возложении обязанности на Ялуторовского районного прокурора Тюменской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов кандидата в депутаты Ялуторовской городской Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 14 Рябцева Ю.В. и препятствия к их осуществлению.
Требования мотивирует тем, что 07.08.2019 направил административному ответчику заявление о защите избирательных прав, в нарушение ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 4, 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и.о. Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Зайцев К.В. 08.08.2019 перенаправил его жалобу в государственный орган (должностному лицу) действия которого обжалуются, - председателю территориальной избирательной комиссии г. Ялуторовска № 27 Тюменской области. Также административным ответчиком не разъяснён порядок обжалования принятого решения и право обращения в суд. Административный истец полагает, что указанными действиями прокурор не осуществил надзор за соблюдением законов, соблюдением избирательных прав, лишил административного истца участвовать в управлении делами государства непосредственно и эффективного средства правовой защиты.
Определением суда от 14.08.2019 в качестве административного ответчика была привлечена прокуратура Тюменской области, в качестве заинтересованного лица – избирательная комиссия Тюменской области.
В судебном заседании административный истец доводы административного искового заявления поддержал по указанным в нем основаниям.
Административный ответчик – и.о. Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Зайцев К.В. требования не признал.
Представитель административного ответчика – помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Робканова С.Ю. с доводами административного искового заявления была не согласна, по основаниям, указанным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии города Ялуторовска № 27 Глазунов В.В. в судебном заседании просил оставить требования Рябцева Ю.В. без удовлетворения по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица – председатель избирательной комиссии Тюменской области Халин И.Н. в судебное заседание не явился. Направил возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.08.2018 Рябцев Ю.В. обратился к Ялуторовскому межрайонному прокурору Тюменской области с заявлением о защите избирательных прав, в котором указал, что в нарушение требований Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы Всероссийской политической партии «Единая Россия» размещены на расстоянии менее 50 метров от здания, в котором размещена территориальная избирательная комиссия города Ялуторовска № 27. Считал, что территориальная избирательная комиссия города Ялуторовска № 27 не осуществляет на территории города Ялуторовска контроль за соблюдением избирательных прав граждан, за подготовкой и проведением выборов, допуская неправомерное размещение агитационных материалов, просил принять меры прокурорского реагирования, приложив фотографии.
Указанное обращение и.о. межрайонного прокурора К.В. Зайцевым на основании п.3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», было направлено 08.08.2019 за №ж-2019 председателю территориальной избирательной комиссии города Ялуторовска № 27 ФИО1 для рассмотрения и проведения проверки, о результатах которой было предложено сообщить Рябцеву Ю.В. и в Ялуторовскую межрайонную прокуратуру в установленный законом срок, о чем было сообщено заявителю.
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Из смысла статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и на материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Полномочия территориальной избирательной комиссии определены ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно п.п. «а» п. 9 указанной статьи территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 названного Федерального закона.
При рассмотрении обращения должностным лицом гражданин имеет право, в частности, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 года № 45.
В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.4, 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, поскольку обращение Рябцева Ю.В. от 07.08.2019 Ялуторовским межрайонным прокурором по существу не разрешено, в его удовлетворении не отказано, оснований, предусмотренных действующим законодательством, для разъяснения порядка обжалования оспариваемого административным истцом уведомления о направлении от 08.08.2019 №ж-2019 не имеется.
Судом установлено, что письменное обращение административного истца рассмотрено в соответствии с вышеуказанными положениями нормативных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании не нашли подтверждения факты нарушения прав и свобод административного истца, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод обжалуемым действием, в связи с чем оснований для признания незаконными указанных действий у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░