Дело (номер обезличен)а-3550/2023
УИД: 52RS0(номер обезличен)-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИИ
(адрес обезличен) 23 ноября 2023 года
К городской суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Заказовой Н.В., при секретаре Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Райффайзенбанк» к судебному приставу-исполнителю К ГУФССП России по (адрес обезличен) К Ю.В., К ГУФССП России по (адрес обезличен), начальнику К ГУФССП России по (адрес обезличен) К А.Н., зам. начальника К ГУФССП России по (адрес обезличен) А, врио руководителя ГУФССП России по (адрес обезличен) Ю, ГУФССП России по (адрес обезличен), о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с настоящим административным иском в К городской суд (адрес обезличен), который мотивирует следующим.
(дата обезличена) в адрес К для принудительного исполнения направлен судебный приказ по делу (номер обезличен) от (дата обезличена), о взыскании задолженности в размере (номер обезличен) руб., а также расходов по оплате госпошлины в размере (номер обезличен). с должника М ((номер обезличен)). Согласно отчета об отслеживании указанный исполнительный документ получен специалистом отдела (дата обезличена). Указывают, что на момент обращения с настоящим административным иском в нарушение п.8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство не возбуждено.
(дата обезличена) в адрес К направлена жалоба в порядке ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» ((номер обезличен)), которая получена специалистом отдела (дата обезличена). Однако в нарушение положений ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба должностным лицом не рассмотрена.
Указывает, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей начальником отдела нарушает права административного истца как взыскателя.
В своем административном иске, с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, поступивших в суд (дата обезличена), административный истец просит восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением, признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава К ГУФССП России по (адрес обезличен) К А.Н., выразившееся в нарушении ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», признать нарушенными сроки возбуждения исполнительного производства, признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава К А.Н., выразившееся в нарушении ч.7,8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании стороны, иные участвующие в деле лица, участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.
Суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от (дата обезличена) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Исходя из вышеуказанных норм закона, заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия), должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, и указать способ их восстановления.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностного лица может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца.
Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
(дата обезличена) в адрес К ГУФССП России по (адрес обезличен) для принудительного исполнения административным истцом направлен судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка (номер обезличен) К судебного района (адрес обезличен) о взыскании задолженности в размере (номер обезличен) руб. с должника М в пользу АО «Райффайзенбанк».
Согласно уведомлению о вручении ((номер обезличен)) судебный приказ получен К (дата обезличена).
Исполнительное производство в установленные законом сроки возбуждено не было.
(дата обезличена) в адрес К административным истцом направлена жалоба в порядке ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» о возбуждении исполнительного производства, и в случае утраты оригинала исполнительного документа заявитель просил выдать соответствующую справку для получения дубликата исполнительного листа.
Согласно отчета об отслеживании почтового отправления (номер обезличен), документ получен К (дата обезличена). Ответ на жалобу в адрес взыскателя не поступил.
Как усматривается из материалов дела, исполнительное производство на основании судебного приказа от (дата обезличена) было возбуждено судебным приставом-исполнителем К Ю.Н. (дата обезличена), данному исполнительному производству присвоен (номер обезличен)-ИП.
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Так, в силу ч. 7 ст. 30 этого Федерального закона, заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В силу ч. 8 ст. 30 данного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»:
1. Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
2. Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Материалами дела подтверждается, что фактически указанный выше исполнительный документ (судебный приказ) и заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства поступили в К ГУФССП России по (адрес обезличен) (дата обезличена) Однако исполнительное производство было возбуждено только лишь (дата обезличена), то есть через 2,5 месяца со дня фактического поступления исполнительного документа и заявления взыскателя.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения конституционного принципа исполняемости судебных актов и актов иных органов, поскольку защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (Постановления от (дата обезличена) N 13-П, от (дата обезличена) N 1-П, от (дата обезличена) N 8-П и от (дата обезличена) N 8-П).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от (дата обезличена) N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В данном случае, очевидно, что в нарушение норм действующего исполнительного законодательства, в том числе положений ст.10 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», старший судебный пристав К ГУФССП России по (адрес обезличен) не организовал должный контроль за поступлением и передачей указанного выше исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Так, старший судебный пристав К ГУФССП России по (адрес обезличен) при поступлении в К данного исполнительного документа, не осуществил контроль за действиями должностных лиц К ГУФССП России по (адрес обезличен), в частности, по выполнению ими обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа для разрешения вопроса о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в этом.
Вышеизложенное привело к нарушению сроков возбуждения исполнительного производства и, как следствие, нарушению прав взыскателя на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Частью 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Между тем, старшим судебным приставом К, иными административными ответчиками, не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований исполнительного законодательства в указанно части, при этом доводы административного истца не опровергнуты.
В данном случае установлена совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого бездействия старшего судебного пристава К УФССП России по (адрес обезличен) в указанной части (несоответствие закону и нарушение прав административного истца).
Вместе с тем, доказательств бездействия старшего судебного пристава, выразившегося в нарушении п.8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», в материалы дела не представлено.
В указанной части суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Также суд полагает отметить, что в данном случае бездействие должностного лица К носит длящийся характер, следовательно, срок, установленный для обжалования такого бездействия, не устраненного на момент подачи административного иска в суд, следует считать не истекшим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░.░., ░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 126 ░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░. 10 ░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░