Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-241/2024 ~ М-102/2024 от 12.02.2024

56OS0000-01-2024-000140-81

3а-241/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2024 г.                                           г. Оренбург                    

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Герасимовой О.П.,

с участием:

представителей административного истца Стениной А.В., Полякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соленые озера» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Публично-правовой компании «Роскадастр», Правительству Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании решения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Соленые озера» (далее ООО «Соленые озера», общество) обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 200 094 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Южная.

Являясь собственником указанного объекта недвижимости, ООО «Соленые озера» производит оплату налоговых платежей исходя из кадастровой стоимости объекта.

Кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2022 г., составляет 73 040 312,82 рублей, что превышает рыночную стоимость по состоянию на 17 ноября 2023 г. в размере 21 034 000 рублей.

Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 29 декабря 2023 г. отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании представленного отчета оценщиков ООО «Авантаж» Стениной А.В., Пановой Ю.А. № от 29 ноября 2023 г.

Административный истец просил суд признать незаконным решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 29 декабря 2023 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 200 094 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Южная, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2023 г. в размере 21 034 000 рублей.

Представители административного истца Стенина А.В., Поляков А.А. в судебном заседании требования поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО «Соленые озера» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 200 094 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Южная

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 73 040 312,82 рублей.

В силу частей 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

Таким образом, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Порядок определения результатов кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 г. № 1514-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, дата перехода -1 января 2023 г.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 г. № 683-п государственные полномочия в сфере государственной кадастровой оценке возложены на государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в том числе по определению кадастровой стоимости, оказанию услуг по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (часть 1).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости (часть 11).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 г. № 1123-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на (адрес)

Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 29 декабря 2023 г. административному истцу отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании представленного отчета оценщиков ООО «Авантаж» Пановой Ю.А., Стениной А.В. № от 29 ноября 2023 г.

Согласно решению ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 29 декабря 2023 г. отчет не соответствует общим требованиям к содержанию отчета об оценке объекта оценки, установленным в статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела определением Оренбургского областного суда от 11 марта 2024 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено частнопрактикующему оценщику Савенкову Б.В.

На разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке оценщиков ООО «Авантаж» Пановой Ю.А., Стениной А.В. № от 29 ноября 2023 г. требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, правильности определения в отчете рыночной стоимости земельного участка и об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 17 ноября 2023 г.

Согласно заключению частнопрактикующего оценщика Савенкова Б.В. № от 14 мая 2024 г. отчет оценщиков ООО «Авантаж» Пановой Ю.А., Стениной А.В. № от 29 ноября 2023 г. не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В отчете об оценке выявлены отступления от требований федерального законодательства и федеральных стандартов оценки, приведшие к искажению итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, в результате чего она была определена неправильно. Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 17 ноября 2023 г. составляет 22 811 000 рублей.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями законодательства об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью допущенные оценщиком в отчете об оценке нарушения законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, повлиявшие на итоговую стоимость объекта оценки, а также размер рыночной стоимости земельного участка.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 29 декабря 2023 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку судебным экспертом установлено, что в отчете об оценке содержатся нарушения требований законодательства в области оценочной деятельности.

Таким образом, при рассмотрении заявления административного истца у ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» имелись предусмотренные законом основания для отказа в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определённой отчётом оценщика.

Поскольку оспариваемое решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» соответствует нормативным правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным не имеется.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую в заключении эксперта величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2023 г. в размере 22 811 000 рублей, определенной в заключении эксперта, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административный истец обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 1 декабря 2023 г., датой подачи заявления следует считать 1 декабря 2023 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 200 094 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░, ░░. ░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░ 22 811 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» № ░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2024 ░.

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-241/2024 ~ М-102/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Соленые озера"
Ответчики
Правительство Оренбургской области
Филиал ППК "Роскадастр" по Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области
Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Пименова Оксана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация административного искового заявления
13.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Подготовка дела (собеседование)
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
24.06.2024Производство по делу возобновлено
24.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее