РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2023 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Аршба А.А. при секретаре Сапаралиевой Д.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Астраханской области к Сидоркову Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
Установил:
УФНС России по Астраханской области обратилась в суд с административным иском к Сидоркову Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование административного иска указано на то, что Сидорков Е.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и является плательщиком налога на имущество и транспортного налога.
Административному ответчику принадлежит с 01.12.2015г. квартира, по адресу: г.Астрахань, пл. <адрес>10, а также автотранспортное средство – <данные изъяты>. номер № с 12.11. 2013.
Административный истец указал, что у административного ответчика имеется задолженность по налогу на имущество: за 2017г. в сумму 69 рублей и пеня 1 рубль, за 2018г. в сумме 137 рублей и пеня 1 рубль 85 копеек; задолженность по транспортному налогу: за 2017г. в сумме 1088 рублей 88 копеек и пеня 17 рублей 60 копеек, по транспортному налогу за 2018г. в сумме 1204 рубля и пеня 36 рублей 88 копеек, по транспортному налогу за 2020г. в сумме 1204 рубля и пеня в размере 6 рублей 10 копеек.
В установленные в требовании сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности.
Административный истец ссылается на ст. 48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
В связи с изложенным административный истец ссылаясь на неисполненные ответчиком требования об уплате налога и пени, просит взыскать с административного ответчика следующие платежи: задолженность по налогу на имущество: за 2017г. в сумму 69 рублей и пеня 1 рубль, за 2018г. в сумме 137 рублей и пеня 1 рубль 85 копеек; задолженность по транспортному налогу: за 2017г. в сумме 1088 рублей 88 копеек и пеня 17 рублей 60 копеек, по транспортному налогу за 2018г. в сумме 1204 рубля и пеня 36 рублей 88 копеек, по транспортному налогу за 2020г. в сумме 1204 рубля и пеня в размере 6 рублей 10 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца - налогового органа, не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется адресованное суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, местонахождение его неустановленно, назначенный представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований заявила о пропуске административным истцом срока исковой давности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные требования закреплены в п. 2 ст. 48 НК РФ - заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем, поданное налоговым органом за пределами шестимесячного срока требование о взыскании обязательных платежей и санкций не подлежит рассмотрению в приказном порядке, так как не является бесспорным, следовательно, подлежит рассмотрению районным судом.
В представленном в деле требованиях об уплате недоимки, пени, №13178 от 30.01.2019 установлен срок уплаты до 26.03.2019г., следовательно, последним днем подачи в суд (общей юрисдикции - согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ) заявления о вынесении судебного приказа по самому позднему требованию являлся 26.09.2019, в требовании №12022 от 05.02.2020г. установлен срок уплаты до 31.03.2020г., следовательно, последним днем подачи в суд (общей юрисдикции - согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ) заявления о вынесении судебного приказа по самому позднему требованию являлся 31.09.2020, в требовании №18078 от 23.06.2021 установлен срок уплаты до 30.11.2021. в требовании №55257 от 22.12.2021. установлен срок уплаты до 15.02.2022., а следовательно срок предъявления заявления о вынесении судебного приказа истекал 15.08.2022. Из материалов дела следует, что заявление о вынесении судебного приказа о том же взыскании, с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС РФ, подано не позднее 26.12.2022г., то есть с пропуском установленного срока.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Трусовского района г.Астрахани судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени с ответчика был отменен 23.01.2023г.
Согласно п.3 ст.48 НК требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд налоговым органом 20.07.2023 года.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока юридическим лицом такие обстоятельства, которые связаны с организационной деятельностью этого лица.
Учитывая это, суд полагает, что в рассматриваемой ситуации своевременность подачи заявления о вынесении судебного приказа, либо административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая длительность пропущенного срока, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока, указанного в ходатайстве, уважительной.
В силу ст. 92 - 94, 138 ч. 5, 180 ч. 5, 286 ч. 2 КАС РФ пропуск административным истцом без уважительной причины установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд - является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, при этом суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, а в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом факта пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании недоимки по налогам и пени.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.09.2023.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░