Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-1376/2023 ~ М-1013/2023 от 13.07.2023

Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2023-001616-96

Дело № 2а-1376/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сосногорск Республика Коми                                                            26 октября 2023 год

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Галимьяновой Н.Т.,

при секретаре Волковой О.О.,

- рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Патракова А.А. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Патраков А.А. обратился в Сосногорский городской суд РК с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК о взыскании денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за ненадлежащие условия содержания под стражей в указанном выше учреждении.

В обоснование требований указал, что он содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в камерах №№, № (камеры для лиц, не достигших 18-ти летнего возраста), далее по достижению совершеннолетия в камерах №№. В указанных камерах отсутствовало горячее водоснабжение, в санитарных узлах была установлена всего одна раковина, что недостаточно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по РК.

Административный истец Патраков А.А. в настоящее судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём указал в иске и заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. О дате, месте и времени судебного заседания Патраков А.А. был извещён надлежащим образом.

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, ФСИН России, УФСИН России по РК в судебное заседание, будучи уведомленными надлежащим образом, не явились. Представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, о чём указал в отзыве на административное исковое заявление. Представители ФСИН России, УФСИН России по РК каких-либо ходатайств не заявляли.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного истца, представителей указанных выше административных ответчиков.

Также представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК представил в суд отзыв, в котором исковые требования не признал.

Представители административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по РК в суд отзывы на административное исковое заявление не представили.

Изучив представленные документы, исследовав материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

Из содержания положений ст. 218 КАС РФ, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

В соответствии с требованиями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным указанной главой, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 227.1 КАС РФ (часть 3).

Условия и порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).

Согласно положениям ст. 4 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Из требований ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Положениями ч. 1 ст. 74 УИК РФ предусмотрено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Из требований ст. 12 УИК РФ следует, что права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В силу разъяснений, содержащихся в п.п. 2 и 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности осужденных, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции РФ).

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Проверяя доводы административного истца, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Патраков А.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в качестве обвиняемого и осуждённого.

Номера камер, в которых содержался истец, в имеющейся документации ФКУ СИЗО-2 (личной карточке, ПТК «АКУС» до 2013 года) отсутствуют, поскольку на тот период указанная информация не фиксировалась, камерные карточки Патракова А.А., Книга количественной проверки лиц уничтожены, в связи с истечением срока хранения.

Согласно требованиям п.п. 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года № 130-дсп (далее по тексту Инструкция СП 17-02), действовавшей с 2003 года, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе, к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

Административными ответчиками не оспаривалось, что в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в период содержания в них истца горячее водоснабжение отсутствовало.

Между тем, в заявленный истцом период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённые приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту Правила № 189), утратившие силу с 16 июля 2022 года.

Указанными Правилами, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно требованиям п. 43 Правил № 189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности.

Также положениями п. 42 Правил № 189 определено, что камеры СИЗО кроме всего прочего оборудуются бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов.

Также нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для следственных изоляторов утверждены приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 (раздел IV приложения 3) «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Исходя из приведённых норм, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности. Каждая камера, кроме всего прочего оборудована бачком с питьевой водой.

По сведениям, представленным ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, при отсутствии в камере водонагревательных либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно во время раздачи пищи с учётом потребностей на основании письменного или устного заявления. Все камеры ФКУ СИЗО-2 оборудованы бачком с питьевой водой, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, штепсельными розетками.

Также установлено, что на территории следственного изолятора в бесперебойном режиме организована работа банно-прачечного комбината, в котором осуществлялась помывка осуждённых, с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Во исполнение требований п. 45 Правил № 189 подозреваемым и обвиняемым не реже одного раза в неделю в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Также во исполнение требований п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.

Периодичность помывки подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, обеспечивается строго в соответствии с вышеуказанными требованиями, о чём указано в справках должностных лиц ФКУ СИЗО-2.

В административном исковом заявлении истец не указывает на факты отказов в предоставлении возможности помывки в душе.

Указанными правами административный истец пользовался в полном объёме на протяжении всего заявленного срока пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК. В обеспечении горячей водой административный истец ограничен не был, еженедельно проходил санитарную обработку, как это предусмотрено требованиями Правил № 189 и Правил № 295.

Таким образом, в отсутствие централизованного горячего водоснабжения потребность лиц, содержащихся в следственном изоляторе в горячей воде, обеспечивалась ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК путём выдачи в необходимом количестве горячей и кипяченой воды в соответствии с требованиями п. 43 Правил № 189, доказательств обратного в нарушение требований ст. 62 КАС РФ истцом не представлено.

Кроме того, в случае необходимости административный истец не лишен был возможности нагреть воду для осуществления каких-либо личных гигиенических процедур чайником, кипятильником, которые разрешено приобретать в магазинах учреждения, получать в посылках или передачах и хранить при себе, а также получать горячую воду для стирки и гигиенических целей и кипяченую воду для питья в соответствии с п. 43 Правил № 189 у сотрудников СИЗО. Питьевой водой истец был обеспечен, поскольку каждая камера ФКУ СИЗО-2 оборудована бачком с питьевой водой. Возможность использовать кипятильник, чайник в камере у истца также имелась, поскольку каждая камера оборудована штепсельными розетками для подключения бытовых приборов.

Доказательств, подтверждающих отказ в выдаче административному истцу горячей воды, материалы дела не содержат, сам Патраков А.А. об этом также не указывает.

Обеспечение камер ФКУ СИЗО-2 холодной водой осуществляется в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» централизованно от собственной артезианской скважины, находящейся на балансе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, перебоев водоснабжения не допускалось.

В период содержания Патракова А.А. в ФКУ СИЗО-2 питьевая вода соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается результатами исследований.

Согласно требованиям п. 42 Правил № 189 камеры СИЗО кроме всего прочего оборудуются полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, напольной чашей (унитазом), умывальником.

Санитарные узлы в камерах в период содержания в них Патракова А.А. были оборудованы напольной чашей (унитазом) и сливным бачком, умывальником, светильниками, то есть в соответствии с действующими правилами, что подтверждается справкой заместителя начальника ФКУ СИЗО-2, фотоснимками, указанное полностью соответствует требованиям п. 42 ПВР СИЗО. Все санитарно-технические приборы находились в технически исправном состоянии, сливной бачок имелся, освещение работало.

Наличие одного умывальника в санитарном узле, расположение умывальника в одном помещении с напольной чашей (унитазом) не нарушает прав истца, поскольку их раздельное расположение предусмотрено только при наличии возможности, а установка нескольких умывальников не предусмотрена действующими нормами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что нарушений в указанной части не установлено, а доводы административного истца опровергнуты с достаточной полнотой исследованными доказательствами.

В период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК административный истец с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался, жалоб по обеспечению горячей водой с учётом потребности не поступало, доказательств тому в материалы дела не представлено.

Суд также обращает внимание, что настоящий иск подан административным истцом по истечении длительного времени после перевода из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в исправительную колонию для отбытия наказания. Следовательно, допущенные нарушения условий содержания под стражей административный истец не расценивал как значимые для него.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что возможность подозреваемых, обвиняемых и осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивалась помывкой в бане и душе, выдача горячей воды производилась в случае необходимости по просьбе самих подозреваемых, обвиняемых, осужденных, все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК оборудованы бачком с питьевой водой, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения признаются судом не свидетельствующими о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, основания для компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения, отсутствуют, данное обстоятельство не может быть расценено как унижающее человеческое достоинство условия, ввиду наличия обстоятельств, соразмерно восполняющих допущенные нарушения и улучшающих положение лишенных свободы лиц, поскольку администрацией учреждения принимаются все возможные меры для создания необходимых условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

С учётом изложенного, доводы административного истца, указанные в административном иске, суд находит не состоятельными. Поскольку нарушений прав административного истца не установлено, суд не находит оснований для взыскания в его пользу заявленной ко взысканию денежной компенсации.

Как усматривается из материалов дела, административный истец, несмотря на то, что убыл из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в ДД.ММ.ГГГГ года, до настоящего времени содержится в местах лишения свободы и отбывает наказание, что ограничивает его возможности по защите нарушенных прав и законных интересов, в связи с чем, доводы административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с рассматриваемым административным иском суд находит несостоятельными.

Руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, ст.ст. 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                                            ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1376/2023 ~ М-1013/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Патраков Андрей Александрович
Ответчики
УФСИН России
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Галимьянова Н.Т.
Дело на сайте суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация административного искового заявления
14.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2023Предварительное судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее