Административное дело № 2а-578/2021
65RS0013-01-2023-000698-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Смирных 20 ноября 2023 года
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой ФИО10.,
при секретаре судебного заседания Горовенко ФИО9
с участием:
помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области ФИО5,
представителя административного истца ФИО6, действующего на основании доверенности,
административного ответчика Соколова ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении Соколова ФИО12,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области» (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Соколова ФИО13 отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области сроком на 3 года, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов, запрета на выезд за пределы территории муниципального образования «<данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что Соколов ФИО14. отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления в состоянии алкогольного опьянения в ночное время суток при отсутствии обстоятельств, отягчающих наказание, и в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. После освобождения из исправительного учреждения намерен проживать в жилом помещении в отсутствии регистрации в нем.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик в судебном заседании требования не признал. Полагал, что в связи с давностью признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, погашением взыскания, наложенного за злостное нарушение порядка отбывания наказания, основания для установления административного надзора отсутствуют. Пояснил, что после освобождения намерен изначально проживать <адрес> находящейся в том числе в его собственности.
В судебном заседании прокурор полагал заявление подлежащим удовлетворению частично, в связи с наличием у ответчика регистрации по месту жительства, а также права собственности на жилое помещение полагал, что основания для установления административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории МО «Холмский городской округ» отсутствуют.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 3 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании установлено, что Соколов ФИО15 осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (с учетом кассационного определения Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Президиума Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) по ч.4 ст.111, п. «в» ч.4 ст.162 УК РФ, ч.4 ст.111, ч.3 ст.69 УК РФ к 14 годам 07 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора особо тяжкие преступления совершены в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения, при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, в том числе рецидива преступлений.
Постановлением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Соколов ФИО16 переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение, где до настоящего времени отбывает наказание.
Постановлением врио начальника ФКУ ЛИУ-3 Соколов ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в связи с совершением злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания - хранение запрещенного предмета - мобильного телефона и сим карты (ст.116 УИК РФ) За совершение злостного нарушения порядка отбывания наказания Соколов ФИО18 постановлением врио начальника ФКУ ЛИУ-3 водворен в ШИЗО сроком на 3 суток. Вышеуказанные постановления в установленном порядке не отменялись и незаконными не признавались. Данные обстоятельства административным ответчиком на оспаривались в судебном заседании.
Кроме того из представленной администрацией исправительного учреждения справки о поощрениях и взысканиях следует, что после признания Соколова ФИО19 злостным нарушителем установленного порядка отбывания ДД.ММ.ГГГГ существенных мер к исправлению своего поведения не предпринимал и после ДД.ММ.ГГГГ к осужденному вновь неоднократно применялись меры взыскания.
Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются материалами данного административного дела.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требование ФКУ ИК № 2 об установлении административного надзора в отношении Соколова ФИО21 подлежат удовлетворению, поскольку совершеннолетний Соколов ФИО20. освобождается из мест лишения свободы, имея неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжких преступлений и признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика об отсутствии оснований для установления административного надзора в связи с давностью совершенного злостного нарушения и применения к нему взысканию, как основанные на неверном толковании действующего законодательства. Так, согласно правовой позиции изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
При определении срока административного надзора, суд учитывает следующее.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора.
В соответствии с п. 1 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с ч.1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
В соответствии с п. «д» ч.3 ст.86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления по истечении 8 лет после отбытия наказания. (в ред. до внесения изменений федеральным законом от 23.07.2013 № 218-ФЗ на момент совершения преступления).
Администрацией исправительного учреждения Соколов ФИО22 характеризуется отрицательно, имеет как поощрения, так и взыскания, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Оснований сомневаться в объективности характеристики администрации исправительного учреждения у суда не имеется, поскольку административный ответчик на момент рассмотрения дела имеет несколько действующих взысканий.
Учитывая, что в период отбывания наказания Соколов ФИО23 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также учитывая характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы, срок административного надзора следует определить в 3 года. Учитывая, что ответчик подлежит освобождению из мест лишения свободы, и день его постановки на учет в органе внутренних дел может не совпадать с днем отбытия наказания, исчисление срока административного надзора следует начинать со дня постановки ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В отношении требований об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 273 КАС РФ суд, принимая решение по административному делу об установлении административного надзора устанавливает конкретные административные ограничения.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего выезд за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса о видах административных ограничений суд учитывает образ жизни ответчика, обстоятельства совершения им преступления, поведение в период отбывания наказания.
Так, с учетом личности Соколова ФИО24 отбывающего наказание за совершение особо тяжких преступлений, его поведение в течение всего срока отбывания наказания, наличие взысканий и поощрений, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с учетом характеристики администрации исправительного учреждения, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц. При этом суд принимает во внимание, что установление данного административного ограничения является обязательным.
Принимая во внимание, что преступления, за которые осужден Соколов ФИО25 <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ совершены им в ночное время суток, в состоянии алкогольного опьянения, суд считает необходимым установить административные ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции, с учетом положений п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15, а также запрета пребывания вне жилого или иного, помещения являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования «Холмский городской округ» <адрес>.
Из заявления Соколова ФИО26 на имя начальника ФКУ ИК-2 об оформлении проездных документов при освобождении следует, что последний намерен проживать по адресу: <адрес>. Как пояснил в судебном заседании административный ответчик, по данному адресу он намерен изначально проживать после освобождения из исправительного учреждения.
На основании сообщения директора Департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки, выписки из ЕГРН о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Соколов ФИО27 зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, и является собственником данного жилого помещения,
Предоставленные УМВД РФ по Сахалинской области сведения об отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания Соколова ФИО29 на территории Сахалинской области, суд не принимает во внимание, как не соответствующие установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Соколов ФИО28 обладает правом пользования жилым помещением, суд оснований для удовлетворения требований об установлении запрета на выезд за пределы территории муниципального образования «Холмский городской округ» не находит.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о невозможности установления административного надзора в силу нарушения его права на свободу труда, поскольку в силу п.6 ч.3 ст. 12 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в случае необходимости решения вопроса трудоустройства, а в силу ч.3 ст.4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение административного надзора административные ограничения могут быть отменены.
Поскольку судом принято решение об установлении в отношении административного ответчика административного надзора, суд считает необходимым разъяснить последнему, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ; в случае уклонения от административного надзора, или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░30 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░31, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░.░░░1 <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ 3 (░░░) ░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░32 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 22-00 ░░ 06-00 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░