Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-161/2022 ~ М-146/2022 от 16.05.2022

Дело

УИД №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,

представителя административного истца - старшего помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Макаровой И.М.,

представителя административного ответчика Павлова П.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кэнтикский наслег» Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие в части обеспечения безопасности в расселенных аварийных многоквартирных домах, а также их сносу и возложении обязанности устранить указанные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования «Кэнтикский наслег» Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – администрация МО «Кэнтикский наслег»). В обоснование иска указано, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка реализации национального проекта «Жилье и городская среда», по результатам которой установлено, что на территории администрации МО «Кэнтикский наслег» до настоящего времени имеются не снесенные расселенные по этапу 2020 года аварийные дома, расположенные по адресам: <адрес>. Несмотря на то, что указанные дома полностью расселены, администрацией МО «Кэнтикский наслег» меры по сносу аварийных домов не приняты, что представляет собой опасность для окружающих, в том числе для несовершеннолетних граждан. Более того, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к территории указанных домов до их сноса, не приняты. Администрацией МО «Кэнтикский наслег» меры по реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в части обеспечения безопасности в расселенных аварийных домах, а также по их сносу не исполняются должным образом. Указывая на изложенное административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кэнтикский наслег» в части обеспечения безопасности в расселенных аварийных многоквартирных домах, а также их сносу. Обязать администрацию МО «Кэнтикский наслег» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: снести расселенные аварийные многоквартирные дома, находящиеся по адресам: <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца Макарова И.М. административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Павлов П.П. с иском прокурора согласился, возражений относительно исковых требований не заявил, при этом пояснил, что ведутся работы по устранению выявленных нарушений. 3-х месячный срок для исполнения решения суда является достаточным.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе национальных целей развития Российской Федерации в сфере жилья и городской среды на период до 2024 года определено улучшение жилищных условий граждан.

Для реализации указанной цели президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом № 16 от 24 декабря 2018 года утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», отдельным федеральным проектом в котором выделено обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, в предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, 21 июля 2007 года принят и введен в действие Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – Федеральный закон № 185-ФЗ).

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Закона РС (Я) от 26 ноября 2014 года 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В статье 16 Федерального закона № 185-ФЗ изложены требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В рамках исполнения указанных нормативных правовых актов, в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года за № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее по тексту – РАП № 50).

В соответствии с паспортом РАП № 50 сроки реализации программы запланированы в течение 2019-2025 гг. в 6 этапов: этап 2019 года – до 31 декабря 2020 года, этап 2020 года – до 31 декабря 2021 года, этап 2021 года – до 31 декабря 2022 года, этап 2022 года – до 31 декабря 2023 года, этап 2023 года – до 31 декабря 2024 года, этап 2024 года – до 01 сентября 2025 года.

При этом приложение № 1, 5 к РАП № 50 содержит адресный перечень домов, подлежащих расселению и сносу с указанием срока расселения для каждого конкретного дома.

В судебном заседании установлено, что на территории администрации МО «Кэнтикский наслег» до настоящего времени имеются не снесенные расселенные аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой выявлены факты непринятия органом местного самоуправления должных мер по обеспечению безопасности в расселенных аварийных многоквартирных домах, а также по их сносу.

Так, из информации администрации муниципального образования «Кэнтикский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2021 году полностью расселены, но не снесены многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>.

Несмотря на то, что вышеуказанные дома полностью расселены, администрацией МО «Кэнтикский наслег» меры по сносу аварийных домов не приняты, что представляет собой опасность для окружающих, в том числе для несовершеннолетних граждан. Более того, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к территории указанных домов до их сноса, не приняты.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Обязанность по ограждению зданий, вышедших из эксплуатации и подлежащих сносу (утилизации), а также участков производства работ, с установкой знаков безопасности и надписями обусловлена п. 4.3 Сводом правил 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее по тексту – СП 325.1325800.2017).

Разделами 11 и 12 СП 325.1325800.2017 предусмотрены обязательные мероприятия по утилизации и вывозу отходов сноса здания.

В силу норм ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ вышеуказанные обязанности собственника в расселенных аварийных домах возложены на органы местного самоуправления.

Аналогичные положения также закреплены в Земельном кодексе РФ.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

В соответствии с ч. 4 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ, с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется.

Администрацией МО «Кэнтикский наслег» меры по реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в части обеспечения безопасности в расселенных аварийных многоквартирных домах, а также по их сносу исполняются не должным образом.

Прокуратурой района по выявленным нарушениям ранее в досудебном порядке принимались меры реагирования. Так, главе администрации МО «Кэнтикский наслег» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, однако нарушения не устранены.

Непринятие мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда, а также мер по обеспечению безопасности в расселенных домах недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Срок для исполнения решения суда - 3 (три) месяца со дня вступления решения в законную силу является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от взыскания государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░):                      ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 16 ░░░. 25 ░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-161/2022 ~ М-146/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепцов Прокопий Николаевич
Ответчики
АМО "Кэнтикский наслег"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никифоров Айсен Андреевич
Дело на сайте суда
vvilyui--jak.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация административного искового заявления
16.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2022Подготовка дела (собеседование)
01.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Дело оформлено
15.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее