Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-380/2024 ~ М-149/2024 от 31.01.2024

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2024 года

Дело № 2а-380/2024 УИД 76RS0021-01-2024-000221-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 мая 2024 года

г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Голубевой А.Е.,

при секретаре Устиновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курина Я.К. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Управлению муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа, возложении обязанности,

установил:

Курин Я.К. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, просил признать незаконным приказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в аренду площадью 2243 кв.м. из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном в <адрес>, а также в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления административного истца. В обоснование требований указано, что семья административного истца является многодетной, административный истец состоит на учете в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с целью реализации права, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка, а также об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории. Административный истец полагал, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, предусмотренные законом основания для отказа в данном случае отсутствуют, доступ к земельному участку имеется по грунтовой улице в деревне вдоль линии застройки жилыми домами.

По ходатайству стороны административного истца судом в качестве административного ответчика привлечена Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области.

В судебном заседании административный истец Курин Я.К. и его представитель по устному ходатайству ФИО7 заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, дополнительно указали, что оспариваемое решение принято неуполномоченным органом.

Представитель административного ответчика Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что решение принято уполномоченным органом, имелось несколько оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно при образовании указанного земельного участка в населенном пункте образуется заблокированная территория, к которой отсутствует доступ, что свидетельствует о нерациональности использования земельных территорий, земельный участок с видом использования для ведения личного подсобного хозяйства предполагает возможность строительства жилого дома, а следовательно требует доступ к земельному участку в виде проезда, имеющаяся в деревне дорога заканчивается ранее границ земельного участка, проезд на участок отсутствует, кроме того, специалистами усмотрена изломанность границ земельного участка и наличие уклона, что в последующем приведет к невозможности размещения объекта недвижимости.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Курин Я.К. является многодетным отцом, ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Курин Я.К. имеет право на первоочередное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Курин Я.К. обратился в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2243 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, просил утвердить приложенную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Приказом Управления муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-з Курину Я.К. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, так как имеются основания для отказа в предварительном согласовании, предусмотренные пп.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно: согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами: согласно пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного органа в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, или к иным земельным участкам не будет обеспечен.

Относительно доводов стороны административного истца о вынесении оспариваемого приказа неуполномоченный лицом суд приходит к следующему.

В соответствии с решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п полномочия Администрации Тутаевского муниципального района в области земельных отношений осуществлял Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, в том числе полномочия по подготовке и утверждению схем расположения земельного участка, по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка с принятием по итогам рассмотрения соответствующего решения.

Решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-г внесены изменения в структуру Администрации Тутаевского муниципального района, при этом из структуры исключен Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, в структуру входит заместитель Главы Администрации по имущественным вопросам – начальник управления муниципального имущества и Управление муниципального имущества. Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального имущества в настоящее время находится в стадии ликвидации.

Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлено, что Управление муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района является правопреемником прав и обязанностей департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района.

В соответствии с положением об управлении муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, утвержденным постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, управление является структурным подразделением Администрации Тутаевского муниципального района (пункт 1.1), основными задачами Управления являются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Тутаевского муниципального района, городского поселения Тутаев; изъятие земельных участков для муниципальных нужд (пункт 2.2); начальник Управления издает приказы по вопросам реализации функций Управления, а также по вопросам организации его деятельности.

Таким образом, решение о создании структурного подразделения – управления муниципального имущества – принято уполномоченным в соответствии с Уставом Тутаевского муниципального района органом – Муниципальным Советом Тутаевского муниципального района. Доводы о том, что структурное подразделение, не имеющее статуса юридического лица, не может принимать соответствующие решения, основаны на ошибочном толковании административным истцом положений закона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен уполномоченным лицом.

Оценивая содержание оспариваемого приказа, суд полагает, что предусмотренные законом основания к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка имелись.

В соответствии пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположено земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.

В частности, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ и включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

На основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.

Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, то есть соответствует требованиям п. 6 ст. 11.9 названного Кодекса, и требованиям, установленным другими федеральными законами, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).

Под доступом к земельным участкам в соответствии со статьями 22 и 26 Закона № 218-ФЗ понимается наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования. При этом земельным законодательством не уточняется, в каком случае достаточно обеспечения прохода, а в каком необходимо обеспечение проезда к землям общего пользования.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Из содержания оспариваемого приказа следует, что административным ответчиком усмотрено несколько оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно: изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости и другие препятствующие рациональному использованию и охране земель недостатки, а также отсутствие доступа к земельному участку или к иным земельным участкам.

Согласно схеме расположения земельного участка, подготовленной по заказу Курина Я.К., испрашиваемый земельный участок имеет площадь 2243 кв.м., имеет 5 характерных точек границ земельного участка, граница по точкам 1-5 является продолжением границы рядом расположенного земельного участка с кадастровым номером №, по точкам 1-2 граница проходит непосредственно по границе населенного пункта.

Из материалов дела следует, что согласно Правилам землепользования и застройки Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района <адрес>, утвержденным Решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-г, спорный земельный участок расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), к одним из основных видов разрешенного использования в указанной зоне относится «для ведения личного подсобного хозяйства», который предусматривает размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных.

Постановлением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден перечень (реестр) автомобильных дорог общего пользования местного значения и земельных участков, подлежащих принятию из собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района в собственность Тутаевского муниципального района Ярославской области. <данные изъяты>

Указанные дороги на кадастровый учет не поставлены, их границы не сформированы.

В соответствии с Генеральным планом Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, утвержденным Решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-г, наиболее приближена к спорному земельному участку <адрес>, перетекающая в <адрес> (дорога с адресом <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится), при этом границы данной дороги заканчиваются ранее границ испрашиваемого земельного участка.

По материалам публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок расположен по границе населенного пункта за земельным участком № при этом имеющаяся грунтовая дорога заканчивается на середине границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № до границ испрашиваемого земельного участка указанная дорога не доходит, к испрашиваемому земельному участку имеется доступ по землям, государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками управления муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района осуществлен выезд с целью осмотра территории с фото фиксацией, согласно представленной фототаблице и выводам главного специалиста управления, осуществлявшего осмотр земельного участка, к испрашиваемому земельному участку имеется пеший проход.

При формировании земельного участка обязательным условием является наличие доступа к нему, который бы обеспечивал возможность использования участка по назначению, поскольку вид разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства) предусматривает размещение жилого дома, к формируемому земельному участку должен быть обеспечен проезд. Оценив представленные доказательства, суд полагает, что к испрашиваемому земельному участка доступ в виде проезда отсутствует. Кроме того, учитывая, что граница земельного участка по точкам 1-2 расположена непосредственно по границе населенного пункта к расположенным за границей испрашиваемого земельного участка по точкам 2-3 землям, государственная собственность на которые не разграничена, доступ не будет осуществляться.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно образование спорного земельного участка приводит к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не соответствует требованиям, установленным ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности оспариваемого приказа.

Суд отмечает, что такие основания к отказу, указанные в оспариваемом приказе, как изломанность границ, невозможность размещенияобъектов недвижимости, в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашли. Вместе с тем, указанное не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа в целом.

На основании изложенного административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-380/2024 ~ М-149/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Курин Ярослав Константинович
Ответчики
Администрация ТМР
Управление муниципального имущества Администрации ТМР
Другие
Департамент муниципального имущества Администрации ТМР
Администрация Константиновского сельского поселения
Фролов Вячеслав Николаевич
Суд
Тутаевский городской суд Ярославской области
Судья
Голубева Анна Евгеньевна
Дело на сайте суда
tutaevsky--jrs.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация административного искового заявления
31.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
12.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее