2а-3004/2023
25RS0007-01-2023-003659-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Артем Приморского края 17 августа 2023 года
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Д.Ю.,
при помощнике судьи Семенцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шафиева Илхомджона Бахтиёровича к ОМВД России по г. Артему о признании незаконным решения,
установил:
административный истец Шафиев И.Б. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконным решение ОВМ ОМВД России по <адрес> от <дата> <номер> о возвращении без исполнения уведомления о прибытия гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения.
Возложить на ОМВД России по <адрес> обязанность в трехдневный срок после вступления решения в законную силу осуществить миграционный учет гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения.
В обоснование требований Шафиев И.Б. указал, что им <дата> сдано уведомление о прибытии гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения, с комплектом приложенных документов, среди которых медицинские документы заинтересованного лица. Указанный пакет документов направлен в отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> посредством ЕПГУ (портал «Госуслуг»), о чем у административного истца имеется расписка.
По результатам рассмотрения поступившего в ОВМ ОМВД России по <адрес> уведомления принято решение от <дата> <номер>, согласно которому административному истцу возвращено без исполнения уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в отношении гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения.
Миграционным законодательством предусмотрена обязанность выезда иностранного гражданина с территории Российской Федерации после окончания срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Артемовского городского суда <адрес> от <дата> по делу <номер> гражданка Республики Таджикистан Сангинова Рухшона Нуъмоновна, <дата> года рождения, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 4.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в судебном заседании судом установлено проживание Сангиновой Р.Н. в Российской Федерации совместно с супругом Шафиевым И.Б., являющимся гражданином Российской Федерации, а также ее беременность.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у заинтересованного лица устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени (брачные отношения подтверждаются свидетельством о браке, заключенным между Сангиновой Р.Н. и Шафиевым И.Б.).
В судебное заседание истец Шафиев И.Б., заинтересованное лицо Сангинова Р.Н. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Эгамбердиев Ш.Б. судебном заседании требования административного иска поддержал.
В судебном заседании представитель ОМВД России по <адрес> Зинатулина Ю.Н. возражала против удовлетворения требований административного истца, указала на законность вынесенного решения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для признания действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов истца.
Судом установлено, что <дата> административным истцом сдано уведомление о прибытии гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения, с комплектом приложенных документов, среди которых медицинские документы заинтересованного лица. Указанный пакет документов направлен в отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> посредством ЕПГУ (портал «Госуслуг»), о чем у административного истца имеется расписка.
По результатам рассмотрения поступившего в ОВМ ОМВД России по <адрес> уведомления принято решение от <дата> <номер>, согласно которому административному истцу возвращено без исполнения уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в отношении гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения.
Как следует из сообщения на портале государственных услуг Российской Федерации, основанием для фактического отказа в регистрации иностранного гражданина Сангиновой Р.Н. явилось нарушение с ее стороны срока пребывания на территории Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что согласно паспорту и миграционной карты <данные изъяты> <номер> на имя Сангиновой Р.Н. она въехала на территорию Российской Федерации <дата>, срок ее пребывания на территории Российской Федерации установлен до <дата>.
Постановлением судьи Артемовского городского суда <адрес> от <дата> Сангинова Р.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от <дата> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно статье 4 которого иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от <дата> N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку срок действия выданной Сангиновой Р.Н. визы истек, иные перечисленные приведенными положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документы, подтверждающие законность пребывания в России, у нее отсутствуют, Сангинова Р.Н. находится на территории Российской Федерации с <дата> без законных оснований.Приказом МВД России от <дата> N 856 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 152 Административного регламента при подаче уведомления о прибытии должностное лицо (работник) обязано проверить представленные документы и их копии, а также наличие оснований для отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению, предусмотренных пунктом 61 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги регламентирован в пунктах 61.1 – 61.5 Административного регламента. Таковыми являются следующие:
Нарушение требований, предусмотренных пунктами 7, 16(3) и 27 Правил осуществления миграционного учета и приказом МВД России от <дата> N 641, к форме и содержанию заявления о регистрации либо заявления о снятии с регистрации, либо уведомления о прибытии, либо уведомления об убытии.
Если текст заявления о регистрации либо заявления о снятии с регистрации, либо уведомления о прибытии, либо уведомления об убытии, либо заявления о снятии с учета по месту пребывания не поддается прочтению.
Если в заявлении о регистрации либо в заявлении о снятии с регистрации, либо в уведомлении о прибытии, либо в уведомлении об убытии, либо в заявлении о снятии с учета по месту пребывания имеются исправления.
Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
Истечение срока действия документа, удостоверяющего личность заявителя или иностранного гражданина, в отношении которого подается заявление о регистрации либо уведомление о прибытии.
Пунктом 27 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 9, установлено, что принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.
Из пункта 23 названных Правил следует, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать, в частности, такие сведения о лице, подлежащем постановке на учет, как серия и номер миграционной карты.
Из совокупности указанных норм следует, что истечение срока действия миграционной карты, является основанием для отказа в регистрации иностранного гражданина.
Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение защиты основ конституционного строя, общественного спокойствия, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели) (часть 1 статьи 27, часть 3 статьи 55).
Несоблюдение одного из перечисленных критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 5-П, определение от <дата> N 55-О).
Таким образом, необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована установленными фактическими обстоятельствами. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения при условии соблюдения баланса между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В любом случае суды, не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными; в противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.
В определении от <дата> N 902-О Конституционный Суд Российской Федерации, следуя ранее высказанным правовым позициям, подчеркнул, что относительно прав иностранных граждан не исключается необходимость из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории.
Из материалов дела также следует, что Сангинова Р.Н. является супругой Шафиева И.Б., гражданина Российской Федерации. Брак заключен <дата>. Шафиев И.Б. проживает на территории Российской Федерации. Также при рассмотрении настоящего дела установлено, что Сангинова Р.Н. находится на большом сроке беременности, ей рекомендована госпитализация.
Указанные обстоятельства установлены и упомянутым постановлением Артемовского городского суда от <дата>, что послужило основанием для неназначения обязательного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<адрес>, <дата>), вступившей в силу для России <дата>, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории.
Оценивая вышеуказанные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что материалы дела содержат сведения о наличии у Сангиновой Р.Н. устоявшихся семейных связей на территории Российской Федерации, а значит установлены обстоятельства применения к истцу чрезмерной и непропорциональной меры воздействия со стороны уполномоченного государственного органа в виде отказа в регистрации и, соответственно, обязанности выезда за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца, на основании положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом предмета спора, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца является возложение обязанности на административного ответчика в трехдневный срок после вступления решения в законную силу осуществить миграционный учет гражданки Республики Таджикистан Сангиновой Рухшоны Нуъмоновны, <дата> года рождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░