Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1756/2022 ~ М-1700/2022 от 07.11.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2022 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Давыдовой А.А.,

при секретаре Трасковской Е.С.,

с участием административного истца Шатохиной Т.М. в лице представителя по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а 1756/2022 по иску Шатохиной Татьяны Михайловны к Территориальному отделу «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомалекс» о признании незаконным сообщения заместителя начальника территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс»

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Шатохина Т.М. в лице представителя по доверенности ФИО4 обратилась в Самарский районный суд г.Самара с указанным административным иском, в котором ставит вопрос о признании незаконным сообщения заместителя начальника территориального отдела «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» об отказе в исключении из участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ( Далее по тексту НИС). В обоснование требований указала, что ее погибший в специальной военной операции супруг, старшина ФИО1 с 20 января 2005 года проходил военную службу по контракту в войсковой части в Вооруженных Силах Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении 16 лет. 15 августа 2022 года исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью. Смерть наступила 14.08.2022 года в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. Поскольку супруг был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих 21.03.2013 года (номер участника №), она обратилась 03.10.2022 года к командиру войсковой части 90600 с рапортом, в котором просила исключить его из реестра участников НИС, в связи с тем, что, она как вдова погибшего военнослужащего желает реализовать свое право на жилье согласно ст. ст. 15, 15.1, 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998 года. Командир войсковой части 90600 направил в адрес Территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" документы на исключение погибшего военнослужащего из реестра участников НИС. Однако, сообщением от 25.10.2022 года исх. № 194/195/Т058/1460 за подписью заместителя начальника территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" ФИО5 в исключении погибшего военнослужащего ФИО1 из реестра участников НИС было отказано, документы возвращены без реализации. Ссылаясь на незаконность указанных действий административного ответчика, административный истец указала, что ее супруг никогда не изъявлял желание и не обращался в письменной форме о включении его в реестр участников НИС, а оспариваемое сообщение (ответ) нарушает жилищные права административного истца и ее несовершеннолетних детей на получение жилого помещения в иной форме.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 на требованиях административного иска настаивала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения и просила обязать административного ответчика территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" повторно рассмотреть вопрос об исключении ФИО1 из реестра участников НИС.

Представитель административных ответчиков территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ «Росжилкомплекс» г.Москва и привлеченного к участию в дело в качестве соответчика – заместителя начальника территориального отдела в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения, ссылаясь на незаконность заявленных требований.

Представители привлеченного к участию в дело в качестве заинтересованного лица – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом мнения явившихся сторон, дело рассмотрено в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствии лиц, надлежаще уведомленных о дате судебного заседания.

Заслушав представителя административного истца, изучив представленные материалы дела и позицию административного ответчика, изложенную в письменных возражениях, суд приходит к следующему.

Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ), согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции на дату возникновения спорных отношений) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Также статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодателем установлены две основные модели обеспечения жилищных прав военнослужащих, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года N 34-П), которые с учетом их предназначения предполагают предоставление военнослужащим мер социальной поддержки, имеющих одну правовую природу.

При этом действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает право военнослужащих на выбор жилищной гарантии, предусмотренной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" или же Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

В этой связи, военнослужащие, участвующие на добровольной основе в накопительно-ипотечной системе имеют право выйти из нее по собственному желанию и выбрать другой вид жилищной гарантии, реализуемый посредством постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления о добровольном исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы.

Решения же о необходимости реализации жилищных гарантий оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы. При этом действующее правовое регулирование предусматривает обязанность командования воинских частей проводить мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих (определения Конституционного суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2084-О, от 27 октября 2015 года N 2487-О, от 19 июля 2016 года N 1542-о, от 28 февраля 2019 года N 381-О и др.).

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в том числе в связи с увольнением с военной службы (пункты 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпункт "г" пункта 1, пункт 4 статьи 3,подпункт "а" пункта 9 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237).

Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец Шатохина Т.М. являлась супругой военнослужащего ФИО1, погибшего при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака № ( л.д.32).

На момент гибели ФИО1 являлся военнослужащим и 15.08.2022 года исключен из списка личного состава Вооруженных сил РФ в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, которая наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы ( л.д.12).

Согласно выписки из послужного списка и справки войсковой части ФИО1 на день смерти имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 15 лет 7 месяцев 18 дней.

В период прохождения службы в личное дело ФИО1 были внесены сведения о составе его семьи, согласно которым военнослужащий имел супругу Шатохину Т.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ г.о., сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из материалов дела так же следует, что за время прохождения военной службы супруг истицы военнослужащий ФИО1 не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, ГЖС или безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал, на момент смерти проживал с членами семьи в служебном жилом помещении в пгт.Рощинский, в собственности жилья не имеют.

Из материалов дела так же следует, что военнослужащий ФИО10 в период прохождения военной службы был включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ, номер участника №.

Установлено и подтверждается представленными документами, что 03 октября 2022 года административный истец обратилась к командиру войсковой части 90600 с рапортом, в котором просила исключить погибшего супруга ФИО1 из реестра участников НИС, в связи с намерением реализовать свое право на жилье согласно ст. ст. 15, 15.1, 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998 года как вдова погибшего военнослужащего.

Командир войсковой части 90600 направил в адрес Территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" документы на исключение погибшего супруга из реестра участников НИС.

Заместитель начальника территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" ФИО5 сообщением от 25.10.2022 года исх. № 194/195/Т058/1460 в исключении погибшего военнослужащего ФИО8 из реестра участников НИС отказано с возвращением документов без реализации.

Согласно позиции административного ответчика, изложенной в письменных возражениях, административный ответчик - территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" ссылается на то, что военнослужащий ФИО1 относится к 16 категории военнослужащих – участников НИС, которая на момент его включения в НИС являлась обязательной для реализации права на жилище военнослужащих только посредством НИС, в связи с чем, исключение из реестра по его волеизъявлению, даже в связи со смертью – не предусмотрено.

Однако, данное решение основано на неправильном толковании норм материального права.

К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание. В данной норме специально оговорено, в каких случаях они могут стать участниками, только изъявив такое желание. Данная норма не устанавливает новые категории участников накопительно-ипотечной системы, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр.

Из материалов личного дела военнослужащего следует, что первичный контракт ФИО1 заключен 20.01.2005 года, затем 07.04.206 года сроком на 5 лет, 07.08.2009 года уволен в запас по собственному желанию. Очередной контракт был заключен 21.03.2013, затем 21.03.2019 на основании которого проходил военную службу в войсковой части 90600, расположенной в Самарской области пгт. Рощинский.

Судом установлено, что основанием для включения военнослужащего ФИО1 в реестр накопительно-ипотечной системы явилось заключение с ним очередного контракта от 21.03.2013 года. При этом, соответствующего рапорта или заявления самого военнослужащего ФИО1 о включении его в данный реестр не имеется, то есть включение в реестр произведено автоматически. Документов, подтверждающих уведомление самого военнослужащего ФИО1 о включении в данный реестр 21.03.2013 года не представлено. Из пояснений представителя истца следует, что военнослужащий при жизни никогда не изъявлял желание и не обращался в письменной форме о включении его в указанный реестр.

При таких данных, включение ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы при отсутствии соответствующего волеизъявления военнослужащего не основано на законе.

Доводы стороны административного ответчика о категории военнослужащего (16), которая на момент его включения в НИС являлась обязательной и не предусматривает возможности его исключения из реестра основано на неверном толковании, поскольку п. 16. ч. 2 ст. 9 Федерального закона в редакции до 13 августа 2019 г. не устанавливает новые категории участников НИС, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр.

Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.

Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право и позволяют сохранить возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного суда Российской Федерации от 02.06.2015 года № 201-КГ15-5, и от 18.10.20167 года № 201-КГ 16-39.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Обратившись с рапортом об исключении из соответствующего реестра, административный истец как вдова военнослужащего заявила о нежелании реализовать свое (производное от супруга) право на жилище в порядке, установленным Федеральным Законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В силу общеправового принципа, изложенного в п.2 ст. 1 и п. 1 ст. ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.

Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона (ч. 3 ст. 11 указанного Закона).

Погибший супруг административного истца не воспользовался денежными средствами, находящимися на именном накопительном счете, целевой жилищный заем не предоставлялся.

Кроме того, обеспечение вдовы военнослужащего жилым помещением в порядке предлагаемым административным ответчиком не позволит учесть период его службы до 21.03.2013 г., что поставит ее и несовершеннолетних детей военнослужащего в неравное положение с военнослужащими, подлежащими обеспечению жилыми помещениями в порядке предусмотренным Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

При таких обстоятельствах, оспариваемые действия должностного лица Территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", выразившиеся в отказе в исключении военнослужащего из реестра НИС нельзя признать законными, поскольку они ограничивают в реализации волеизъявления военнослужащего, и не основаны на законе.

При таких обстоятельствах суд полагает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-, «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ 25.10.2022 ░░░░ ░░░. № 194/175/░058/1460 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░" ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░" ░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.12.2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1756/2022 ~ М-1700/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шатохина Татьяна Михайловна
Ответчики
ФГАУ "Росжилкомплекс"
ТО "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Командир войсковой части № 90600
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
...Давыдова А.А.
Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация административного искового заявления
08.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023Дело оформлено
02.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее