Дело № 2а-557/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 28.12.2020
Называевский городской суд Омской области в составе судьи В.А. Шумилиной, с участием прокурора Лукьяновой О.Ш., при секретаре Бушуевой И.Д., рассмотрев с использованием аудиопротоколирования в судебном заседании административное дело по иску Называевского межрайонного прокурора к Администрации Кисляковского сельского поселения о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии надлежащих мер по созданию на территории сельского муниципального кладбища в д. Ветлинка площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним в соответствии с требованиями пунктов 6.6, 6.7. постановления Главного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения», о возложении на администрацию Кисляковского сельского поселения обязанности создать на территории сельского муниципального кладбища в д. Ветлинка площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним в соответствии с требованиями пунктов 6.6, 6.7. постановления Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд <адрес> с административным иском к Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района <адрес> о признании незаконным ее бездействия выразившегося в непринятии надлежащих мер по созданию на территории сельского муниципального кладбища в д. Ветлинка площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним в соответствии с требованиями пунктов 6.6, 6.7. постановления Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения», о возложении на администрацию Кисляковского сельского поселения обязанности создать на территории сельского муниципального кладбища в д. Ветлинка площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним в соответствии с требованиями пунктов 6.6, 6.7. постановления Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения», в срок до 01.09.2021
Согласно административному иску, Называевской межрайонной прокуратурой в связи с осуществлением надзора за соблюдением природоохранного законодательства проведена проверка исполнения требований указанного законодательства в деятельности администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района <адрес>. В ходе проведенной в октябре 2020 года проверки, расположенного на территории д. Ветлинка кладбища установлено, что в нарушение требований законодательства на территории кладбища отсутствуют площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждение и твердое покрытие (асфальтирование или бетонирование). В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в бюджете сельского поселения денежные средства на работы по благоустройству площадки для мусоросборника на кладбище отсутствуют. Вопрос о выделении денежных средств будет рассмотрен при планировании бюджета на <данные изъяты> год. Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии всех необходимых мер для создания оборудованной согласно требованиям законодательства площадки для сбора мусора и подъезда к ней на территории кладбища не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную санитарную обстановку в местах захоронения.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.
Глава администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района <адрес> надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, участия в судебном заседании не принимал.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №Э1-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Кроме того статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью ФИО1, выполнять требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения».
Пунктом 6.6 данных Требований установлено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Пунктом 6.7. Требований установлено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В судебном заседании установлено, что в ходе, проведенной в октябре 2020 года Называевской межрайонной прокуратурой проверки, расположенного на территории д. Ветлинка кладбища, было выявлено, что в нарушение требований законодательства на территории кладбища указанного сельского поселения отсутствуют площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждение и твердое покрытие (асфальтирование или бетонирование).
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы ФИО1 сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 6-11).
Из ответа на представление следует, что в бюджете сельского поселения денежные средства на работы по благоустройству площадки для мусоросборника на кладбище отсутствуют. Вопрос о выделении денежных средств будет рассмотрен при планировании бюджета на 2021 год (л.д.12).
Кроме того, при наличии на территории сельского поселения действующих кладбищ, вопреки п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. п. 6.6, 6.7 санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84, ст. 9.1 Правил содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ сельского поселения на участках кладбищ не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с твердым (асфальтированным, бетонированным) покрытием, что подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны ответчика.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии надлежащих мер по созданию на территории сельского муниципального кладбища в д. Ветлинка площадок для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним в соответствии с требованиями пунктов 6.6, 6.7. постановления Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного сооружения», должно быть признано незаконным. Данное бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения.
Таким образом, суд считает, что администрацией Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района <адрес> нарушены требования природоохранного законодательства.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работы по созданию на территории муниципального кладбища площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), с подъездами к ним, освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, от проведения мероприятий, необходимых для решения названных выше вопросов.
Согласно ст.187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.6, 6.7. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-11 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░/░░░ 5523004866/552301001, ░░░░ 1055525021870, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.6, 6.7. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-11 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ 5 ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░