Дело № 2а-204/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области
в составе: председательствующего судьи Фитина О.А.,
при секретаре Сипиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области «30» августа 2023 г. по общим правилам административного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области к Шатровскому районному отделу службы приставов УФССП России по Курганской области, судебному приставу-исполнителю Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области Брачевой Н.В., УФССП России по Курганской области, МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шатровского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с измененным административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора (л.д.31-32).
В обоснование исковых требований указано, что администрация является должником в исполнительном производстве №-ИП от 03.03.2023 по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию МКОУ «Кондинская основная общеобразовательная школа» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, на основании решения Шатровского районного суда.
Судебным приставом-исполнителем Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области Брачевой Н.В. 09.06.2023 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Шатровского муниципального округа в размере 50 000 рублей.
Считают необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку установлен срок оборудования системами экстренного оповещения - 01.09.2023.
Ссылаясь на положения ст. ст. 112, 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец просит суд об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области от 09.06.2023.
В отзыве судебный пристав-исполнитель МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области с требованиями административного истца не согласился, разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда. Указывает, что в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, постановлением от 09.06.2023 взыскан исполнительский сбор (л.д.41).
Представитель административного истца Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области, представители административных ответчиков УФССП России по Курганской области, Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области, МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области, судебный пристав-исполнитель Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области Брачева Н.В., представитель заинтересованного лица Прокуратуры Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явились.
О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, просили о рассмотрении дела без их участия.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области Вяткина Л.А., действующая по доверенности (доверенность л.д.4 оборот, диплом л.д.49), заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
В дополнительном письменном объяснении по делу от 25.08.2023 (л.д.63-64) указано, что решение суда фактически исполнено в установленный срок – до 01.09.2023. В июле 2023 г. был заключен договор на монтаж системы оповещения в учреждении, финансирование необходимых мероприятий обеспечено, оплата по договору подряда произведена в полном объеме.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Прокуратуры Шатровского района Курганской области – помощник прокурора Киселев А.А. полагал доводы административного истца обоснованными.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что решением Шатровского районного суда Курганской области от 17.01.2023 на МКОУ «Кондинская основная общеобразовательная школа» возложена обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: Курганская область, Шатровский район, с.Кондинское, ул.Центральная, д.19, оборудовать объект образования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на Администрацию Шатровского муниципального округа Курганской области возложена обязанность обеспечить финансирование соответствующих мероприятий (решение суда л.д.5-6).
Решение суда вступило в законную силу.
20.02.2023 на основании вышеуказанного решения суда выдан исполнительный лист ФС №.
03.03.2023 судебным приставом-исполнителем Шатровского РО СП УФССП по Курганской области в отношении должника Администрации Шатровского муниципального округа возбуждено исполнительное производство (л.д. 43), копия которого вручена должнику 06.03.2023 (л.д.7).
Должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
09.06.2023 судебным приставом-исполнителем Шатровского РО СП УФССП по Курганской области вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Шатровского муниципального округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (постановление л.д. 42).
Из пояснений представителя административного истца следует, что в соответствии с бюджетом Шатровского муниципального округа Курганской области на 2023 год и плановые периоды 2024 и 2025 годы, утвержденного решением Думы Шатровского муниципального округа Курганской области от 27.12.2022 № 314, Отдел образования включен в ведомственную структуру расходов Шатровского муниципального округа Курганской области на 2023 год в качестве главного распорядителя бюджетных денежных средств, в том числе, на финансовое обеспечение расходных операций деятельности образовательных учреждений.
При формировании бюджета Шатровского муниципального округа Отделом образования Администрации Шатровского муниципального округа учтена необходимость финансирования расходов на установку системы экстренного оповещения по оборудованию МКОУ «Кондинская основная общеобразовательная школа».
Финансирование осуществляется на основании заявок образовательных учреждений на выделение денежных средств. Оплата за выполненные работы осуществляется на основании заключенного гражданско-правового договора.
На МКОУ «Кондинская основная общеобразовательная школа» Шатровского района Курганской области возложена обязанность оборудования учреждения соответствующей системой оповещения в срок до 01.09.2023.
17.07.2023 был заключен договор подряда на монтаж указанной системы оповещения (л.д.66-67), работы выполнены в полном объеме и приняты заказчиком по акту о приемке от 14.08.2023 (л.д.68-70), стоимость услуг по договору оплачена в полном объеме по платежным поручениям № от 24.07.2023, № от 15.08.2023 (л.д.71, 71 оборот).
Финансирование обязательств по договору подряда осуществлено в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, их увеличение или изменение не требуется (информация Администрации Шатровского муниципального округа л.д.63-64).
Таким образом, представленными документами подтверждается, что по решению суда были приняты необходимые меры для его исполнения в соответствии со сроком, указанным в судебном акте, - до 01.09.2023: <..............> заключен договор на выполнение работ по монтажу системы оповещения; финансирование соответствующих работ обеспечено.
В судебном заседании установлено отсутствие вины Администрации Шатровского муниципального округа в неисполнении требований судебного акта.
Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии со ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд пришел к выводу об отсутствии вины Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области в неисполнении судебного акта в установленный срок, в связи с чем, на основании ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исковые требования Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.06.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «30» ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ «16» ░░░░░ «30» ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░