Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-674/2022 ~ М-631/2022 от 04.08.2022

КОПИЯ

Дело № 2а-674/2022

УИД

Мотивированное решение составлено 04 октября 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года                         г. Нижние Серги

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Хотяновской А.В.,

при секретаре Щипановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации городского поселения Атиг Нижнесергинского муниципального района к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Третьяковой И.Ю., ГУФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в Нижнесергинский районный суд Свердловской области с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области, в котором указал следующее. Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 29 августа 2017 года (дело №) по исковому заявлению прокурора Нижнесергинского района Свердловской области к администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг на ответчика возложена обязанность в срок до 31 октября 2017 года произвести работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора в соответствие с требованиями п.п. 1.2, 3.2, 6.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Содержание территорий населенных мест». Указанное решение вступило в законную силу 30 сентября 2017 года. 02 октября 2017 года Нижнесергинским районным судом выдан исполнительный лист ФС 012728106, который поступил на исполнение в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств. 17 августа 2018 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП. После получение постановления о возбуждении исполнительного производства администрацией муниципального образования рабочий поселок Атиг в МО по ИОИП был направлен акт о приемке выполненных работ № 61 от 29 декабря 2017 года Согласно этому акту в 2017 году Муниципальным бюджетным учреждением «Служба Организации Благоустройства и развития» муниципального образования рабочий поселок Атиг осуществлена ликвидация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной справа от дороги, ведущей к ООО «Уралэнергостроймеханизация», правый берег реки Атиг. Несмотря на исполнение требования 11 марта 2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг в размере 50 000 рублей. 17 января 2022 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП было вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Нижнесергинского РОСП проверить факт ликвидации несанкционированной свалки. На основании представленных документов судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП 17 февраля 2022 года исполнительное производство было окончено. 28 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП Третьяковой И.Ю. вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг исполнительного производства №-ИП на основании постановления от 11 марта 2019 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Муниципальное образование рабочий поселок Атиг 15 сентября 2020 года было переименовано в городское поселение Атиг (информация об этом имеется на официальном сайте городского поселения). Администрация городского поселения Атиг являясь не просто юридическим лицом, а органом местного самоуправления, обладающим специальной правоспособностью, в силу прямого указания закона может быть привлечена к ответственности исключительно на основании решения соответствующего суда. Кроме того, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют достаточные правовые основания для взыскания исполнительского сбора за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Администрация городского поселения Атиг считает, что обязанности, возложенные на нее решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 29 августа 2017 года выполнены, о чем свидетельствует акт приемки выполненных работ от 29 декабря 2017 года № 61. На сегодняшний день судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено. Просит освободить администрацию городского поселения Атиг от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП.

В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве в качестве административных ответчиков привлечены: ГУФССП России по Свердловской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области Третьякова И.Ю.; в качестве заинтересованного лица: взыскатель по исполнительному производству №-ИП – прокурор Нижнесергинского района Свердловской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя.

Административной ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Исследовав материалы дела, иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особых исполнительных производств находится исполнительное производство №-ИП от 28 февраля 2022 года, возбужденное на основании исполнительного документа: постановление судебного пристава-исполнителя № от 11 марта 2019 года в рамках исполнительного листа ФС 012728106 от 02 октября 2017 года Нижнесергинского районного суда по гражданскому делу №, предмет исполнения: возложение обязанности до 31 октября 2017 года ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенные в границах рабочего поселка Атиг: (в конце улицы Калинина, в 200 метрах от правого берега р. Атиг), (в районе 5 опоры ЛЭП от улицы Калинина, в 30 метрах от правого берега р. Атиг), (справа от дороги ведущей к ООО «Уралэнергостроймеханизация», правый берег р. Атиг), в пользу взыскателя: прокурор Нижнесергинского района Свердловской области.

Администрация муниципального образования поселок Атиг подтвердила информацию об исполнении решения суда, предоставлен акт о приемке выполненных работ от 29 декабря 2017 года.

17 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.

28 февраля 2022 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации муниципального образования п.Атиг на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области № от 11 марта 2019 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

В связи с указанным, а также принимая во внимание, что истцом не оспаривается само постановление о взыскании исполнительского сбора, которое, проверив, суд также признает законным и обоснованным, вынесенным в пределах предоставленных полномочий и неисполнением решения суда в установленный срок, в том числе, предоставленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Разрешая требование иска об освобождении истца от уплаты/взыскания исполнительского сбора, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Законом об исполнительном производстве, согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).

Согласно абз. 2 п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Из буквального толкования данных положений следует, что разрешение вопроса об освобождении от уплаты исполнительского сбора или о снижении его размера следует руководствоваться положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При этом, обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные (помимо субъектов предпринимательской деятельности) лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом учитывается, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не свидетельствует о намерении должника уклониться от исполнения обязательства, в действиях должника не усматривается умысла на воспрепятствование действиям судебного пристава-исполнителя.

Оценив доводы административного истца о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению, поскольку, как следует из материалов дела, должник - истец по настоящему делу, не совершал умышленных действий по неисполнению требований исполнительного документа, не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа. В данном случае, отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░░ ░░░░░░░░░/░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░)                    ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-674/2022 ~ М-631/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского поселения Атиг
Ответчики
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
Третьякова Ирина Юрьевна
Другие
прокурор Нижнесергинского района Свердловской области
Суд
Нижнесергинский районный суд Свердловской области
Судья
Хотяновская Алеся Владимировна
Дело на сайте суда
nizhneserginsky--svd.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация административного искового заявления
04.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее