10RS0011-01-2023-008260-12
№ 2а-5813/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вересова Евгения Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №6» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Министерства Внутренних дел России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Вересов Евгений Анатольевич 11.07.2023 года обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о присуждении компенсации за нарушение условий его содержания в период времени с 14.02.2005 года по 12.12.2005 года под стражей в камере №36 следственного изолятора ответчика в пыточных условиях. Иск мотивирован тем, что в камере содержания истца отсутствовала горячая вода, были нарушены условия приватности, чаша Генуя была расположена на возвышенности, перегородок не имелось, в камере площадью 40 кв.м. содержалось 38 человек, а спальных мест было 30, спали по очереди, отсутствовали приточная вентиляция, электрическая вытяжка, телевизор, радиоточка, холодильник, окна были закрыты, открывалось только одно окно, оно было зарешечено, воздух и свет не проходил, при нормативном размере окна 1,2 на 0,9 метра окна были размером 0,4 на 1 метр, гигиеническими предметами в виде туалетной бумаги и хозяйственного мыла истца не обеспечивали, в камере была одна раковина и одна чаша Генуя на 38 человек, из-за чего происходили конфликты. В камере были бетонные полы, стены не были окрашены, осыпались. В период с 01.05.2005 по 20.08.2005 года не было света, так как сгорела электростанция, еда готовилась на полевой кухне, не было возможности пить чай, с 16 часов сидели в темноте. В период содержания в колонии истцу прогулка предоставлялась 1 час в сутки, баня 1 раз в 10 дней вместо положенных 2 раз в неделю, не предоставлялась возможность звонить родным. Во время поездки в суд не давали воды и сухих пайков, с 6 до 23 часов истец сидел голодный, в эти дни истца поднимали в 5 утра, лишая права на 8-часовой сон, возвращали в камеру в 23 часа. 12.12.2005 года не выдали паек, содержали в боксе, где нет туалета, воды.
Истец просит признать указанные условия содержания под стражей ненадлежащими, в связи, с чем присудить компенсацию в размере 160000 рублей.
Определением суда от 19.07.2023 административное исковое заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения наказаний по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Определением от 01.08.2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное Управление Министерства Внутренних дел России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В судебном заседании административный истец не участвовал, убыл 11.08.2023 года в ФКУ ИК-12 УФСИН по Ростовской области, о своем убытии указал в письменном ходатайстве в адрес суда, о времени и месте рассмотрения извещен.
Представитель ФСИН России Дагданова А.А. по доверенности в суде с иском не согласна.
Прочие привлеченные к участию в деле лица не обеспечили свое участие в рассмотрении дела, ответчики направили письменные возражения на иск.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - Пленум № 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещении, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Как следует из материалов личного дела Вересова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный истец ранее судим: <данные изъяты>
Порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах урегулирован Федеральным Законом от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 23 ФЗ №103 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Судом установлено, что Вересов Е.А. в период времени с 14.02.2005 года по 12.12.2005 года содержался ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Доводы иска об отсутствии в камере содержания истца горячей воды нашли свое подтверждение в судебном заседании, ответчиками указанный факт доказательствами не опровергнут.
В соответствии с действовавшей ранее Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (пункт 20.1). Согласно пункту 20.5 указанной Инструкции подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Вместе с тем при разрешении дела суд учитывает фактические обстоятельства дела, а именно наличие в распорядке дня изолятора времени, в течение которого содержащимся под стражей лицам по их запросу предоставляется горячая вода, а также предоставленная возможность готовить горячую воду для своих нужд с помощью бытового кипятильника.
Согласно п. 45 приказа Минюста РФ от 12.05.2000 №148 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", действовавшего по 24.11.2005 год, и п. 43 приказа Минюста России от 14.10.2005 №189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», действовавшего с 25.11.2005 года, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
По пояснениям представителя изолятора возможность стирать вещи в камере самостоятельно истцу предоставлялась, выдавались тазы, моющие средства. Штепсельные розетки в камерах имелись, что свидетельствует о том, что истец имел возможность приготовления для своих бытовых нужд горячей воды, помимо этого истец был не лишен возможности обращаться за обеспечением горячей водой к администрации, данных об отказах истцу в таких просьбах по делу не представлено. При отсутствии в период содержания жалоб со стороны истца на необеспечение горячей водой суд приходит к выводу о том, что ее нехватки для истца не имелось, следовательно, права административного истца отсутствием подведенного к раковине в камере его содержания горячего водоснабжения нарушены не были.
По доводам иска в камере содержания истца были нарушены условия приватности, чаша Генуя была расположена на возвышенности, перегородок не имелось, в камере площадью 40 кв.м. вместе с истцом содержалось 38 человек, а спальных мест было 30, спали по очереди. В камере была одна раковина и одна чаша Генуя на 38 человек, из-за чего происходили конфликты. По возражениям ответчика в камерах 1 режимного корпуса установлено 4 раковины для умывания, 4 унитаза со сливным бачком, 2 писсуара и душевая. Санитарное помещение, где располагаются унитазы, писсуары и раковины для умывания расположено в отдельном помещении от жилой зоны. Все унитазы отгорожены перегородкой, изготовленной из кирпича, от пола до потолка, что обеспечивает условия приватности. Санитарные узлы в камерах 2 режимного корпуса расположены в отдельном помещении камеры, на расстоянии не менее 2-х метров от стола и спальных мест, отгорожены перегородкой высотой до потолка, что обеспечивало приватность. В камере установлено 4 унитаза со сливным бачком и 4 раковины для умывания, каждый унитаз отгорожен перегородкой до потолка, что обеспечивает приватность. Санитарные узлы на 3 режимном корпусе расположены в углу камеры, на расстоянии не менее 2-х метров от стола и спальных мест, отгорожены перегородкой высотой до потолка, что обеспечивает приватность. В камерах установлены 1 унитаз со сливным бачком и 1 раковина для умывания. При этом сведения о номерах камер, в которых содержался истец, ответчик представить не может ввиду уничтожения документов по истечении срока хранения, представленные сведения о нумерации камер невозможно соотнести с данными истца о номере камеры, в которой он содержался, камеры №36 по данным ответчика не имеется. В случае, если истец ошибочно указал номер камеры, которая указана в документах ответчика №3/6, то указанная камера расположена в третьем режимном корпусе, условия приватности в ней соблюдены. Площадь этой камеры 66,4 кв.м., высота потолков 3,5 м. Сведения о количестве лиц, содержащихся совместно с Вересовым Е.А. в указанный период, ответчик представить также не может, поскольку истек срок хранения таких сведений. В период содержания в изоляторе Вересов Е.А. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он.
Обращение истца в суд со значительным пропуском срока на подачу административного иска сделало невозможным для ответчиков представление доказательств в подтверждение возражений на иск, при таком положении суд полагает, что указанные основания иска истцом не доказаны.
По доводам иска в камере содержания истца отсутствовала принудительная и естественная вытяжка, телевизор, радиоточка, холодильник, окна были закрыты, открывалось только одно окно, оно было зарешечено, воздух и свет не проходил, при нормативном размере окна 1,2 на 0,9 метра, окна были размером 0,4 на 1 метр. Ответчик в возражение на иск указал, что в камерах изолятора имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, также имеется приточно-вытяжная вентиляция. Каждое окно оборудовано форточкой для доступа свежего воздуха. Окна камер имеют остекление, проверка целостности остекления окон камерных помещений производится ежедневно. Окна снаружи заблокированы стационарными решетками диаметр стального прута решетки - 20 мм, размер ячейки решеток - 100мм х 200мм, размерами 193x59см. каждое окно. На окнах в камерных помещениях отсутствовали и отсутствуют какие-либо широкие металлические полосы, листы, иные предметы, препятствующие проникновению в помещения дневного света. Камеры оснащены радиодинамиком для вещания государственных программ. Поскольку размещение в камере телевизора и холодильника обязательным в силу закона не является, суд приходит к выводу о необоснованности указанных заявленных исковых требований.
Истец указывает, что в камере его содержания были бетонные полы, стены не были окрашены, осыпались. Суд не имеет возможности проверить обоснованность указанных заявлений истца, поскольку документация о санитарно-техническом состоянии камер на период содержания истца уничтожена за сроком хранения.
Доводы о необеспечении истца гигиеническими предметами в виде туалетной бумаги и хозяйственного мыла, о нарушении прав истца отсутствием электричества в период с 01.05.2005 по 20.08.2005 года не могут быть опровергнуты ответчиком ввиду уничтожения соответствующих журналов учета за сроком хранения, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
В своем иске истец указал, что в период содержания в колонии прогулка предоставлялась ему 1 час в сутки, баня 1 раз в 10 дней вместо положенных 2 раз в неделю, не предоставлялась возможность звонить родным.
Согласно пп. 138, 139 действовавшего по 25.11.2005 года Приказа Минюста РФ от 12.05.2000 №148 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
По положениям действовавшего с 25.11.2005 года
приказа Минюста России от 14.10.2005 №189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В силу ст. 17 действовавшего в спорный период Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" указанные лица имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.
Данных о том, что истец содержался в изоляторе ответчика в порядке ст. 77.1 УИК РФ по делу не представлено, в связи с чем его требования о незаконном отказе ему в обеспечении условий отбывания наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда, признаются судом необоснованными. Сведений о выданных нереализованных разрешениях на телефонные переговоры истцом также не представлено. Ответчик утверждает, что гарантированные истцу, как лицу, содержащемуся под стражей, условия в части прогулок и помывок в бане обеспечивались, доказательств в виде журналов учета ответчики представить не могут за истечением сроков хранения.
Суд лишен возможность проверить обоснованность требований истца по требованиям о лишении его во время поездки в суд воды и сухих пайков, ранних подъемах в эти дни истца и поздних возвращениях в камеру в 23 часа, равно как и о не выдаче пайка 12.12.2005 года, содержании в боксе, где нет туалета, воды, поскольку документы, которые могут подтвердить возражения и опровергнуть доводи иска, уничтожены за сроком хранения.
Приказом ФСИН России от 21.07.2014 N 373 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения", действовавшим до издания приказа ФСИН России от 02.09.2022 №523, предусмотрены сроки хранения соответствующих журналов учета и иных документов, которые к моменту разрешения административного спора с момента содержания истца в изоляторе в 2005 году истекли. Разрешая указанные заявленные требования, и оценивая не представление ответчиками доказательств по ним, суд учитывает продолжительное время, истекшее с момента предполагаемых нарушений прав истца к моменту рассмотрения настоящего иска в суде, и приходит к выводу о том, что истцом не созданы условия для истребования и изучения объективных доказательств в виде документов, фото и видеофиксации допущенных нарушений. Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что указанные в иске обстоятельства объективного подтверждения не нашли, в связи с чем в удовлетворении указанных требования в иске истцу надлежит отказать.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела (см. Определения от 20.12.2016 № 2599-0, от 28.02.2017 № 360-О, от 26.10.2017 № 2486-0, от 19.12.2017 № 3067-О).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Формально срок на подачу настоящего иска истцом пропущен, вместе с тем, имея в виду особый процессуальный статус истца, его непрерывное нахождение с момент нарушения его прав и до дня подачи иска в местах лишения свободы, пояснения о его неосведомленности о принадлежащих ему правах, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцом срок на обращение в суд.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Суд не находит оснований для опубликования в печатном издании решения по данному административному делу, связанному с нарушением условий содержания (часть 13 статьи 226, пункт 4 части 3, часть 10 статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации, пункт пункты 25 - 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 21.08.2023 ░░░░