УИД 59OS0000-01-2023-000661-76
Дело № 3а-106/2024 (3а-562/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
10 апреля 2024 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Юрченко И.В.,
при секретаре Рычковой А.И.,
с участием представителя административного истца Северова М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Рагозина Константина Владимировича к Государственному бюджетному учреждению Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2023 года, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Рагозин К.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (далее также – ГБУ «ЦТИ ПК») от 21 декабря 2023 года № ОРС-59/2023/001822 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости 14634000 рублей, одновременно заявлены требования об установлении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 5 декабря 2023 года.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **, в связи с чем обязан вносить плату за пользование земельным участком, рассчитываемой от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Решением ГБУ «ЦТИ ПК» от 21 декабря 2023 года № ОРС-59/2023/001822 отказано в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Административный истец полагает, что основания, по которым административный ответчик отказал ему в установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, приведенные в решении от
21 декабря 2023 года № ОРС-59/2023/001822 являются необоснованными и незаконными, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости 14634 000 рублей по состоянию на 5 декабря 2023 года.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях административного иска настаивал, не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной, определенной в заключении эксперта, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявляет.
Представитель административного ответчика ГБУ «ЦТИ ПК» в судебном заседании требования о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости не признал, согласен с выводами судебного эксперта, не возражал против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, определенном в экспертном заключении.
Заинтересованные лица администрация г. Перми, Департамент земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ определен порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, действующий в силу пунктов 1, 3 части 2, части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и постановления Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года № 973-п, которым установлена дата перехода к применению на территории Пермского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Пермском крае применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года
№ 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ, в связи с чем, с 1 января 2021 года на территории Пермского края вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются государственным бюджетным учреждением Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года
№ 237-ФЗ.
Порядок и основания установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен статьей 22.1 Федерального закона от
3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от
03 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером **, расположенного не земельном участке с кадастровым номером **, кадастровая стоимость которого определена в размере
22958820,98 руб..
Являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, истец обязан вносить плату за пользование земельным участком, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем обладает правовым интересом в установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Административным истцом 8 декабря 2023 года в ГБУ «ЦТИ ПК» подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости по состоянию на 5 декабря 2023 года в размере 14634 000 рублей, определенной в отчете об оценке № 1092/23 от 6 декабря 2023 года.
ГБУ «ЦТИ ПК» 21 декабря 2023 года в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», принято мотивированное решение № ОРС-59/2023/001822 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Основаниями к отказу в удовлетворении заявления послужили обстоятельства несоответствия представленного отчета об оценке требованиям статьи Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.
Перечень приложенных к заявлению административного истца документов соответствовал требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, в связи с чем, заявление административного истца правомерно принято к рассмотрению административным ответчиком.
Срок рассмотрения указанного заявления административного истца административным ответчиком соблюден.
Содержание решения ГБУ «ЦТИ ПК» № ОРС-59/2023/001822 соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года № П/0287.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения ГБУ «ЦТИ ПК» соблюден.
На основании определения Пермского краевого суда от
23 января 2024 года, для проверки обоснованности представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Авангард» Б..
Во исполнение указанного определения Пермского краевого суда экспертом представлено заключение эксперта № 24/0124-1 от 20 февраля 2024 года.
Согласно заключению эксперта № 24/0124-1 от 20 февраля 2024 года в отчете об оценке № 1092/23 от 6 декабря 2023 года имеются неполные и (или) недостоверные сведения, расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат оценки, нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта..
Рыночная стоимость объекта оценки – объекта недвижимости с кадастровым номером ** определена в размере 18292 000 рублей по состоянию на 5 декабря 2023 года.
При проведении экспертизы соответствия отчета требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 135-ФЗ) Федеральным стандартам оценки (далее — ФСО), существующим принципам и методикам проведения оценки, было выявлено следующее (табл. 1,2).
П 5.1.5 таблицы 2 – стр.69-89 Отчета – оценщиком не проанализирован ценообразующий фактор – в расчете не учтено отсутствие благоустройство объекта объектов аналогов № 1,2,3 (оцениваемый объект благоустроен, имеются внутренние автодороги и твердое покрытие, объекты аналоги не благоустроены). Данный фактор не учтен в расчете, корректировка на благоустройство не проведена, ее отсутствие не обосновано. Нарушены требований п.22 ФСО № 7.
П. 5.1.5 таблицы 2 – стр.77-78 Отчета – оценщиком не проанализирован ценообразующий фактор – наличие железнодорожных путей (вблизи оцениваемого участка имеются железнодорожные пути на соседних участках, имеется потенциал использования ж/д путей). Данный фактор не учтен в расчете, корректировка на наличие ж/д подъезда. Нарушены требования п.22 ФСО № 7.
Исходя из разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В том числе к особенностям рассмотрения такой категории дел относится порядок обжалования решения бюджетного учреждения, установленный пунктом 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ, согласно которому решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На основании части 12 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 данной статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, к каковым относятся использование неполных и (или) недостоверных сведений, расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Основаниями к отказу в удовлетворении заявления послужили обстоятельства несоответствия представленного отчета об оценке требованиям статьи Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.
Выявленные экспертом в отчете об оценке ошибки свидетельствуют о том, что в нарушение статей 11, 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ отчет вводит в заблуждение и является недостоверным, не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки.
Выводы эксперта свидетельствуют о том, что оспариваемое решение бюджетного органа является законным, поскольку отчет об оценке содержит недостатки, влияющие на рыночную стоимость оцениваемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, позволяющих прийти к выводу о том, что отчет об оценке
№ 1092/23 6 декабря 2023 года мог быть принят ГБУ «ЦТИ ПК» для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, соответственно, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения ГБУ «ЦТИ ПК», в связи с чем в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения ГБУ «ЦТИ ПК» от 21 декабря 2023 года № ОРС-59/2023/001822 следует отказать.
В связи с тем, что в отчете об оценке № 1092/23 от 6 декабря 2023 года были выявлены недостатки, которые влияют на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, экспертом определен размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 18292 000 рублей по состоянию на 5 декабря 2023 года.
В данном случае заключение эксперта ООО «Авангард» Б. может быть использовано в качестве надлежащего доказательства в части размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Заключение эксперта в части определения рыночной стоимости объекта оценки выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Заключение эксперта не вводит в заблуждение относительно корректности полученных результатов и не занижает итоговую стоимость объекта оценки.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, определенной судебной экспертизой, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, представленное экспертное заключение сторонами не оспорено, соответствующие ходатайства не заявлены.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение эксперта № 24/0124-1 от 20 февраля 2024 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего наличие в отчете об оценке, представленном административным истцом, ошибок, влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 5 декабря 2023 года и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы судебной оценочной экспертизы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом изложенного, заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** следует установить в размере 18292 000 рублей по состоянию на 5 декабря 2023 года.
Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в бюджетное учреждение 8 декабря 2023 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 59:01:4410922:23 ░ ░░░░░░░ 18292 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░░-59/2023/001822 ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░
8 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2024 ░░░░