Копия Дело № 2а-2665/2022
24RS0046-01-2022-000348-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бацунина Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова Игоря Вениаминовича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Соколов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (далее по тексту – ДМИЗО администрации г. Красноярска) о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что административный истец обратился в ДМИЗО администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении на кадастровом плане территории схемы земельного участка площадью 102,00 кв.м., расположенного под принадлежащим ему гаражным боксом по адресу: <адрес>, <адрес>. В ответ получил письмо от 29.10.2021 года исх. № С-17154 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, причиной данного отказа послужило, что границы образуемого земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположены за пределами Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2», а также отсутствует документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу или иной организации, при которой был образован гаражный кооператив, для гаражного строительства и размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом или иной организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям. Данный отказ административный истец считает незаконным и просит признать отказ ДМИЗО администрации г.Красноярска незаконным и обязать ДМИЗО администрации г.Красноярска согласовать предоставление на праве собственности земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, на кадастровом плане территории площадью 102,00 кв.м. в границах характерных точек.
В судебном заседании административный истец Соколов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что на сегодняшний день право собственности на гаражный бокс не зарегистрировано, членом Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2» (III очередь) не является.
Представитель административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска, представитель заинтересованного лица Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2» (III очередь) не явились о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г.Красноярска от 28.03.1997 года № Потребительскому обществу «Ц 6/2» по строительству гаражных комплексов предоставлен земельный участок площадью 1552,8 кв.м., расположенный по <адрес>, для строительства по утвержденной и согласованной проектно-сметной документации третьего яруса индивидуальных капитальных гаражей на 57 боксов в аренду сроком на 2 года.
Согласно протокола общего собрания дольщиков Потребительского кооператива Ц 6/2 (III очереди) от 10.06.1998 года в члены кооператива дольщиков принят Соколов Игорь Вениаминович.
18.06.1998 года между Потребительским гаражно-строительным кооперативом № 6/2 третья очередь и Соколовым Игорем Вениаминовичем заключен договор № о строительстве гаража № в гаражном комплексе Ц 6/2 третья очередь по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 16.02.1999 года № продлен срок действия постановления администрации г.Красноярска от 28.03.1997 года № «О предоставлении ПК «Ц 6/2» земельного участка до 30.03.1999 года.
02.08.2000 года администрацией г.Красноярска вынесено распоряжение № «О признании утратившим силу постановления администрации города от 28.03.1997 года № и предоставлении ПК «Ц 6/2» земельного участка.
Согласно п.2 данного распоряжения Потребительскому кооперативу по строительству гаражного комплекса для участников кооператива «Ц 6/2» (3-я очередь) предоставлен земельный участок (№; оценочная зона №) площадью 884,41 кв.м., расположенный по <адрес>, для завершения строительства третьего яруса гаражей на 57 боксов в аренду сроком на 1 год.
Согласно п.4 данного распоряжения изменена площадь в п.1 постановления администрации г.Краснояска от 14.10.1998 № «О предоставлении ПК «Ц 6/2» по эксплуатации гаражей земельного участка» и признано считать ее равной 1382,49 кв.м. (в том числе 540,89 кв.м. – земли общего пользования, 841,60 кв.м. – земли, занимаемые гаражами и овощехранилищами).
Распоряжением администрации г.Красноярска от 04.10.2001 года № продлен срок аренды земельного участка, установленный п.2 распоряжения администрации г.Красноярска от 02.08.2000 года № «О признании утратившим силу постановления администрации города от 28.03.1997 года № и предоставлении АК «Ц 6/2» земельного участка» до 02.08.2002 года.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 30.05.2005 года № предоставлен в аренду на 10 лет с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам индивидуальных гаражей боксового типа, овощехранилищ в составе потребительского кооператива «Ц 6/2» (III очередь) земельный участок с кадастровым номером №, из земель поселений, оценочная зона №, общей площадью 884,41 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в целях эксплуатации четырехярусных гаражей полуподземного типа с размещением в подземной части (1-й ярус) 22 овощехранилищ автономного использования, в надземной части: во 2, 3-м ярусах – 40 гаражей боксового типа с техкомнатами, в 4-м ярусе -20 гаражей боксового типа.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» от 25.08.2005 года объекту: одноэтажный из железобетонных блоков гаражный бокс №б/н, расположенный в комплексе гаражей по <адрес>, обозначенный в техническом паспорте литерой Г присвоен адрес: <адрес>, <адрес>
04.10.2021 года административный истец обратился в ДМИЗО администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении на кадастровом плане территории схемы земельного участка площадью 102,00 кв.м., расположенного под принадлежащим ему гаражным боксом по адресу: <адрес>, <адрес>.
29.10.2021 года исх.№С-17154 ДМИЗО администрации г.Красноярска отказано Соколову И.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Причиной данного отказа послужило то, что границы образуемого земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположены за пределами Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2», а также отсутствует документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу или иной организации, при которой был образован гаражный кооператив, для гаражного строительства и размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом или иной организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занимаемых гаражами, в собственность бесплатно, осуществляется в порядке, определенном ст.ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ.
В соответствии со ст.3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее ФЗ №137-ФЗ) предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.09.2021 № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию и предоставлению гражданину земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
На основании пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пп.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.2 ст.3.7 ФЗ №137-ФЗ до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Из представленного в материалы дела договора № от 18.07.1998 года следует, что Соколов И.В. являлся членом Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2».
Согласно сведениям Единой муниципальной геоинформационной системы установлено, что границы образуемого земельного участка расположены за пределами Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2».
В отказе ДМИЗО администрации г.Красноярска одним из оснований для отказа в удовлетворении заявления являлось отсутствие документа, подтверждающего предоставление или иное выделение земельного участка, из которого должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был образован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо иной организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям.
Согласно п.5, 6 ст.3.7 ФЗ №137-ФЗ в случае отсутствия у гражданина вышеуказанных документов, к заявлению может быть приложен, в том числе, документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
Из технического паспорта гаража, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что документ составлен 31.03.2005 года, то есть в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (далее - Постановление № 921) (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 №546).
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением № 921, при осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваивается инвентарный и кадастровый номера.
Представленный технический паспорт не содержит сведений об инвентарном и кадастровом номерах объекта капитального строительства, имеет отметку «Копия для суда», в связи с чем, не подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаражного бокса б/н, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с ранее действующим законодательством.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости – гараж с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности не зарегистрировано.
Данное обстоятельство подтверждается, в том числе решением Советского районного суда г.Красноярска от 22.05.2018 года по гражданскому делу №2-521/2018, согласно которому исковые требования Соколова Игоря Вениаминовича к администрации г.Красноярска, потребительскому кооперативу по строительству гаражного комплекса для участников кооператива «Ц 6/2 III очередь» о признании права собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 87,2 кв.м., в силу приобретательной давности, оставлены без удовлетворения. Указанное решение вступило в законную силу 09.07.2018 года.
Данным решением Советского районного суда г.Красноярска от 22.05.2018 года установлено, что на спорный гараж право собственности, в установленном законом порядке не оформлялось. Сделан вывод о том, что данный гараж является самовольной постройкой.
Кроме того, решением Советского районного суда г.Красноярска от 22.05.2018 года установлено, что «Доказательств возведения объекта недвижимости – гаража в соответствии с требованиями закона на отведенном для этой цели земельном участке, в установленном законом порядке, а именно: разрешения на строительство и документа о возникновении права на земельный участок, на котором расположен гараж, либо свидетельствующего о предоставлении данного земельного участка под строительство, разрешения на эксплуатацию гаража, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено».
Таким образом, учитывая, что гараж Соколова И.В. является самовольной постройкой, право собственности на данный гараж не оформлено, что подтверждается решением Советского районного суда г.Красноярска от 22.05.2018 года и выпиской из ЕГРН, а также то обстоятельство, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный под гаражом, расположенным по адресу: <адрес>, входит в состав Потребительского гаражно-строительного кооператива «Ц 6/2» материалы дела не содержат, равно как и не представлено сведений о том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок предоставлялся или выделялся Соколову И.В., суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ №С-17154 ДМИЗО администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, не имеется.
Кроме того, вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, Соколовым И.В. не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности ответа ДМИЗО администрации г. Красноярска, а также о том, что оспариваемым ответом нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит действующему земельному законодательству, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Соколова И.В. к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░