25RS0004-01-2023-004954-32
Дело № 2а-637/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Кашимовского А.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Зюзь Ю.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>2 к судебному приставу-исполнителю ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, ГУФССП России по Приморскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Административный истец <ФИО>2 обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, ГУФССП России по Приморскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, указав в обоснование следующее.
В производстве ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю находится исполнительное производство <номер>, возбужденное в отношении должника ООО «СИОН» о взыскании в пользу <ФИО>2 денежных средств.
04.09.2023 <ФИО>2 обратилась в ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю с ходатайством о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, а также о предоставлении возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства, которое направлено посредством заказной почтовой корреспонденции и получено адресатом 09.10.2023.
14.11.2023 в адрес <ФИО>2 судебным приставом-исполнителем ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю <ФИО>6 направлено письмо, в котором сообщается о необоснованности ходатайства, в связи с тем, что исполнительное производство окончено фактическим исполнением 01.09.2023.
Поскольку с момента возбуждения исполнительного производства <ФИО>2 никаких денежных средств в рамках исполнения требований исполнительного документа не получала, при том что сумма основного долга составляет 110 791 рубль, равно как не получала постановления об окончании исполнительного производства, административный истец обратилась с административным иском в суд, с требованиями о признании незаконными действий, бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Административный истец <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представила.
Представитель ООО «Сион» в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил.
В силу требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца <ФИО>2 и представителя заинтересованного лица ООО «Сион».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности <ФИО>5 на требованиях административного иска настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель <ФИО>6 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судебный пристав-исполнитель <ФИО>7 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
На основании ст.12 ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как установлено в ходе судебного заседания, в производстве ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России Приморскому краю находится сводное исполнительное производство <номер>, в котором объединены исполнительные производства № <номер>, возбужденное 15.04.2022, предметом исполнения по которому является взыскание задолженности в размере 80 000 рублей в пользу <ФИО>2 с должника ООО «Сион», а также исполнительное производство <номер>, возбужденное 10.01.2022 предметом исполнения по которому является взыскание задолженности в размере 30 791 рубль в пользу <ФИО>2 с должника ООО «Сион».
04.10.2023 <ФИО>2 обратилась в ОСП по ИДЮЛ по ВГО с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, в котором просила предоставить ей сведения о совершенных действиях, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а также просила предоставить ей возможность ознакомится с материалами исполнительного производства.
Обращение <ФИО>2 рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в ответе от 14.11.2023 <номер> сообщено, что 01.09.2023 вынесено постановление об окончании исполнительного производства <номер> в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, а обращение признано необоснованным.
После получения указанного ответа, административный истец, которая не получила каких-либо денежных средств, в счет исполнения требований исполнительного документа, а также постановление об окончании исполнительного производства, в связи с отказом в ее ходатайстве, обратилась в суд с административным иском.
08.12.2023 в адрес <ФИО>2 судебным приставом-исполнителем <ФИО>6 направлен ответ, в котором сообщалось о допущенной в предыдущем ответе технической ошибке, а также сообщалось и принятых в рамках сводного исполнительного производства мерах, направленных на исполнение требований исполнительных документов.
Между тем, согласно ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В силу требований ч. 5.1 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В своем обращении в адрес ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю от 04.10.2023 представитель <ФИО>2 по доверенности – адвокат <ФИО>5 указала конкретные вопросы в рамках исполнительного производства, а также попросила предоставить возможность реализовать свое право на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Таким образом, до настоящего времени должностное лицо службы судебных приставов-исполнителей, в чьем производстве находится сводное исполнительное производство, не предоставило надлежащего ответа на вышеуказанное обращение административного истца от 04.10.2023.
В направленном 08.12.2023 в адрес административного истца письме не содержится сведений о том, каким образом <ФИО>2 может реализовать свое право на ознакомление с материалами исполнительного производства, а также не даны ответы на ряд вопросов, относительно мер принудительного исполнения, принятых в рамках исполнительного производства.
С учетом изложенного, бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю <ФИО>1, выразившееся в не полном и несвоевременном направлении ответа на обращение <ФИО>2 от 04.10.2023 о предоставлении информации о ходе исполнительного производства является незаконным и нарушающим права административного истца.
Если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в таком случае в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) указывается на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и необходимость на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, нарушенные права <ФИО>2 подлежат восстановлению путем возложения на судебного пристава-исполнителя ОСП по ИДЮЛ по ВГО ГУФССП России по Приморскому краю <ФИО>1 обязанности повторно рассмотреть заявление <ФИО>2 от 04.10.2023 о предоставлении информации о ходе исполнительного производства и ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Поскольку судебным приставом-исполнителем 01.09.2023 постановление об окончании исполнительного производства <номер> от 10.01.2022 не выносилось, оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания указанного постановления незаконным судом не усматривается, равно как отсутствуют основания для признания незаконным бездействия, выразившегося в направлении указанного постановления <ФИО>2
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░>1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░ 04.10.2023 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░>1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░