78RS0007-01-2022-004829-71 г. Санкт-Петербург
Дело №2а-2566/2023 22 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Ильиной Н.Г.,
При секретаре Власовой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономаренко ФИО8 ФИО7 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России об оспаривании действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и просит признать действия ответчика по содержанию истца в одиночной камере, отказе в переводе в другую камеру незаконными, взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 150000 рублей.
В обоснование иска административный истец указал, что с 27.07.2022г. по настоящее время содержится в одиночной камере № № 13-го отделения, в данной камере отсутствует телевизор, радиоточка, отсутствие общения причиняет истцу дискомфорт, моральные страдания, при этом какие-либо основания для помещения его в одиночную камеру отсутствовали, в переводе в другую камеру было отказано в устной форме.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался судом по месту содержания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области. По сведениям, предоставленным ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, Пономаренко В.Д. ДД.ММ.ГГГГ. освобожден условно в связи с заключением контракта о прохождении военной службы.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчиков, оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Соответствующая правовая позиция нашла отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 84-КГ17-6.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду надлежит оценить соответствие условий содержания истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, исходя из невозможности допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения.
Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в статье 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 4 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым (обвиняемым), содержащимся под стражей.
В силу статьи 15 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г., в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых (обвиняемых), а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
С введением в действие статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действующее законодательство предусматривает восстановление нарушенных прав лица, содержавшегося под стражей с нарушением условий такого содержания, путем взыскания в его пользу специального вида компенсации за нарушение таких условий. До данного регулирования решался вопрос о взыскании компенсации морального вреда. Однако, настоящая компенсация неразрывно связана не только с самим фактом нарушения условий содержания под стражей, но и с нарушением личных неимущественных прав лица, и (или) посягательством на иные нематериальные блага, обусловленным неправомерными действиями (бездействием), в свете этого имеет однородную природу с компенсацией морального вреда, требуя от суда не только оценки конкретных незаконных действий органов и лиц, допустивших нарушение условий содержания под стражей, но и соотнесениях их с тяжестью причиненных страданий с учетом индивидуальных особенностей лица. Тем самым суд должен учесть фактические обстоятельства дела, принять решение в соответствии с принципами разумности и справедливости.
Согласно положениям п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, если лицо не докажет, что вред произошел не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 252 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.
Согласно пункту 255 Правил в течение всего срока нахождения в СИЗО подозреваемые, обвиняемые и осужденные к лишению свободы содержатся в одной и той же камере, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 256 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 256 Правил перевод подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы из одной камеры в другую допускается в случае:
1) необходимости обеспечения соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 103-ФЗ либо при изменении плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы;
2) необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого или осужденного к лишению свободы либо других подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы;
3) необходимости оказания медицинской помощи подозреваемому, обвиняемому или осужденному к лишению свободы в стационарных условиях медицинской организации УИС;
4) наличия достоверной информации о готовящемся преступлении либо ином правонарушении.
Перевод осуществляется по письменному разрешению начальника СИЗО либо лица, исполняющего его обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Пономаренко В.Д. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Пономаренко В.Д. содержался в камере №, которая имеет площадь 15 кв.м. и оборудована двумя спальными местами (л.д. 54).
Радиоточка в указанной камере находится в технически исправном состоянии. Камеры обеспечиваются телевизорами при наличии возможности (л.д. 55).
В исковом заявлении административный истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ. он содержался в камере № один, не имел возможности общения, что причиняло ему нравственные страдания.
В своих объяснениях, данных в ходе судебного разбирательства, Пономаренко В.Д. указывал, что с постановлением об одиночном содержании его не ознакамливали, на просьбы перевести в другую камеру сотрудники отвечали, что камеры заполнены, просили подписать согласие на одиночное содержание.
Согласно сведениям из книги количественной проверки лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовные наказания № в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в камере №-го отделения содержались 1-2 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – один человек, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – два человека (л.д. 90-192).
В материалы дела представлена копия постановления начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Щеглова К.Н. о содержании в одиночной камере от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гасановым З.Г., из которого следует, что Пономаренко В.Д. обратился к администрации СИЗО-1 с заявлением об одиночном содержании, так как его жизни и здоровью может угрожать опасность (л.д. 207).
В ходе судебного разбирательства административный истец оспаривал, что ДД.ММ.ГГГГ. обращался с заявлением об одиночном содержании, указывал, что заявление составлял позднее.
Согласно сведениям журнала № т.1 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отделении № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от Пономаренко ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было зарегистрировано:
- 28.09.2022 - ходатайство (5 шт.), жалоба (3 шт.);
- 27.09.2022 - апелляционная жалоба (2 шт.);
- 26.09.2022 - заявление, дополнение к исковому заявлению;
- 25.09.2022 - ходатайство (2 шт.);
- 23.09.2022 - ходатайство (3 шт.), заявление;
- 19.09.2022 - заявление-жалоба;
- 18.09.2022 - заявление начальнику СИЗО-1 (8 шт.), жалобы (3 шт.), исковое заявление (3 шт.), ходатайство (2 шт.), заявление (3 шт.);
- 15.09.2022 - жалоба (2 шт.), ходатайство (2 шт.), заявление;
- 14.09.2022 - заявление начальнику СИЗО-1 (5 шт.);
- 13.09.2022 - жалоба, заявление;
- 12.09.2022 - жалоба, исковое заявление;
- 11.09.2022 - заявление (4 шт.), ходатайство, исковое заявление (2 шт.);
- 08.09.2022 - исковое заявление;
- 07.09.2022 - заявление (5 шт.), заявление-жалоба;
- 06.09.2022 - заявление (2 шт.), апелляционная жалоба, жалоба, заявление начальнику СИЗО-1;
- 05.09.2022 - кассационная жалоба, ходатайство, административное исковое заявление;
- 04.09.2022 - исковое заявление (2 шт.), кассационная жалоба, ходатайство, апелляционная жалоба (2 шт.);
- 02.09.2022 - дополнение к административному исковому заявлению;
- 01.09.2022 - ходатайство (4 шт.), административное исковое заявление;
- 30.08.2022 - обращение, ходатайство;
- 29.08.2022 - ходатайство (2 шт.), обращение, кассационная жалоба, административное исковое заявление;
- 28.08.2022 - ходатайство (4 шт.), заявление, административное исковое заявление;
- 27.08.2022 - ходатайство (3 шт.), возражение по апелляционной жалобе;
- 25.08.2022 - заявление начальнику СИЗО-1, заявление (2 шт.), ходатайство (7 шт.);
- 24.08.2022 - заявление-жалоба (2 шт.), жалоба, административное исковое заявление;
- 23.08.2022 - ходатайство;
- 22.08.2022 - заявление:
- 21.08.2022 - дополнение к апелляционной жалобе, заявление начальнику СИЗО-1 (11 шт.), заявление врио начальника СИЗО-1, административное исковое заявление (2 шт.), апелляционная жалоба;
- 19.08.2022 - апелляционная жалоба;
- 18.08.2022 - ходатайство, апелляционная жалоба;
- 17.08.2022 - апелляционная жалоба (2 шт.), претензия, ходатайство, административное исковое заявление;
- 16.08.2022 - ходатайство, административное исковое заявление;
- 15.08.2022 - ходатайство;
- 14.08.2022 - заявление (11 шт.), жалоба (3 шт.), ходатайство;
- 11.08.2022 - исковое заявление;
- 10.08.2022 - заявление (6 шт.), обращение;
- 09.08.2022 - ходатайство;
- 08.08.2022 - заявление (4 шт.);
- 07.08.2022 - жалоба (3 шт.), возражение на апелляционную жалобу, административное исковое заявление (4 шт.), ходатайство (3 шт.), заявление (3 шт.);
- 01.08.2022 - обращение (2 шт.), заявление (3 шт.), ходатайство (1 шт.), апелляционная жалоба;
- 31.07.2022 - апелляционная жалоба (2 шт.), ходатайство;
- 25.07.2022 - ходатайство, административное исковое заявление (3 шт.), заявление;
- 24.07.2022 - ходатайство, заявление (2 шт.), административное исковое заявление;
- 21.07.2022 - ходатайство (2 шт.), заявление (2 шт.), жалоба, административное исковое заявление (2 шт.);
- 19.07.2022 - ходатайство, заявление;
- 17.07.2022 - апелляционная жалоба, ходатайство, жалоба;
- 14.07.2022 - ходатайство (2 шт.), заявление (2 шт.);
- 12.07.2022 - апелляционная жалоба;
- 10.07.2022 - ходатайство (3 шт.), заявление, жалоба, апелляционная жалоба (2 шт.);
- 08.07.2022 - кассационная жалоба;
- 07.07.2022 - возражение, апелляционная жалоба, ходатайство;
- 06.07.2022 - заявление (2 шт.), административное исковое заявление, апелляционная жалоба;
- 03.07.2022 - административное исковое заявление (2 шт.), заявление (2 шт.);
- 01.07.2022 - ходатайство;
- 30.06.2022 - ходатайство;
- 28.06.2022 - заявление (2 шт.);
- 27.06.2022 - административное исковое заявление, претензия, заявление (2 шт.);
- 23.06.2022 - заявление (3 шт.), исковое заявление;
- 22.06.2022 - заявление;
- 21.06.2022 - заявление (4 шт.), ходатайство (2 шт.);
- 20.06.2022 - заявление (2 шт.);
- 19.06.2022 - заявление начальнику СИЗО-1 (2 шт.), заявление (5 шт.), кассационная жалоба, административное исковое заявление;
- 16.06.2022 - письмо прокурору, заявление, апелляционная жалоба;
- 14.06.2022 - заявление начальнику СИЗО-1, ходатайство (6 шт.);
- 13.06.2022 - ходатайство;
- 07.06.2022 - заявление (4 шт.), административное исковое заявление;
- 05.06.2022 - кассационная жалоба (2 шт.), ходатайство, административное исковое заявление (2 шт.), заявление (2 шт.);
- 02.06.2022 - административное исковое заявление (2 шт.);
- 01.06.2022 - заявление (2 шт.);
- 31.05.2022 - заявление начальнику СИЗО-1, ходатайство (2 шт.), заявление (2 шт.), административное исковое заявление;
- 29.05.2022 - заявление, обращение, административное исковое заявление, ходатайство, административное исковое заявление.
Копия указанного журнала представлена в материалы дела, вместе с тем из представленных документов не представляется возможным установить содержание поданных Пономаренко В.Д. на имя начальника СИЗО-1 заявлений.
По ходатайству административного истца судом из материалов личного дела запрошены копии заявлений Пономаренко В.Д. об одиночном содержании.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области в материалы дела представлены копии заявлений Пономаренко В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. о содержании отдельно от общей массы спецконтингента, так как он опасается за свою жизнь и здоровье, а также копия постановления начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Щеглова К.Н. о содержании в одиночной камере от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ткаченко А.Г.
Оценивая доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В то же время, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания” разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Учитывая, что на момент обращения с административным исковым заявлением в суд (ДД.ММ.ГГГГ.) Пономаренко В.Д. содержался в ФКУ СИЗО-! УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, срок на обращение в суд административным истцом пропущен не был.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушения прав административного истца со стороны администрации следственного изолятора, которое выразилось в содержании административного истца в одиночной камере, не усматривается. Напротив, материалами дела подтверждено и не опровергнуто истцовой стороной, что помещение Пономаренко В.Д. в одиночную камеру было осуществлено на основании личных заявлений Пономаренко В.Д., поданных на имя начальника СИЗО-1, в которых он указывал, что опасается за свою жизнь и здоровье.
Исходя из представленных доказательств судом не установлено незаконных действий (бездействия) административного ответчика, связанных с нарушением условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Пономаренко В.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2024░.