Дело №а-4053/2023
24RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
18 декабря 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Некрасовой В.С.
при секретаре Кожеуровой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Интек» к ГУФССП России по <адрес>, начальнику Отделения судебных приставов по <адрес> Щербаковой С.А., судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по <адрес> Сидоренко И.А., Отделению судебных приставов по <адрес> о признании незаконным бездействия должностных лиц ФССП России,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Интек» обратился в суд с административным иском (с учетом произведённых уточнений) к ГУФССП России по <адрес>, начальнику ОСП по <адрес> Сухих В.А., судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Сидоренко И.А. о признании незаконным бездействия. Требования мотивированы тем, что в ОСП по <адрес> в производстве судебного пристава Сидоренко М.Л. находилось исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа ВС № о взыскании с Денисовой М.Л. в пользу ООО «Интек» задолженности в размере 31 999,08 руб. Согласно информации официального сайта ФССП России ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Сидоренко М.Л. было окончено исполнительное производство в отношении должника на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Административным истцом не получено постановление об окончании указанного исполнительного производства и оригинал исполнительного документа.
На основании изложенного ООО «Интек» просит суд признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Сухих В.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неорганизации и неосуществления контроля работы должностных лиц ОСП; обязать начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Сухих В.А. возобновить исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, направить запросы в регистрирующие органы, кредитно-финансовые организации за период с ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Сидоренко М.Л. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в ненаправлении в адрес ООО «Интек» копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа.
Определением суда от 19.09.20223 в качестве административного ответчика привлечено ОСП по <адрес>, а также произведена замена административного ответчика начальника ОСП по <адрес> Сухих В.А. на начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Щербакову С.А.
Административный истец ООО «Интек» в судебное заседание не направил своего представителя, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Административные ответчики ОСП по <адрес>, ГУФССП России по <адрес>, начальник ОСП по <адрес> Щербакова С.А., судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> Сидоренко И.А. в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены путем вручения судебных извещений курьерской связью. До судебного заседания в суд поступили материалы исполнительного производства по определению суда об истребовании доказательств.
Заинтересованные лица Денисова М.Л., ПАО «Восточный экспресс банк», ООО «ЭОС», Корнилов С.Ю., № в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку участие в судебном заседании не явившихся участников административного дела в силу процессуального закона не является обязательным и не признано судом обязательным, в соответствие со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в следующих случаях: если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда данным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В случае поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов на бумажном носителе выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №) в отношении должника Денисовой М.Л. на основании исполнительного документа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № в <адрес>. Предмет исполнения – взыскание задолженности по кредитным платежам в размере 31999,80 руб. с Денисовой М.Л. в пользу взыскателя ООО «Интек».
Из представленной сводки по исполнительному производству следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> в рамках исполнительного производства №-ИП направлялись запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, а также органы ПФР и ФНС с целью выявления имущества и источников дохода должника. В рамках возбужденного производства ДД.ММ.ГГГГ выносилось постановление о присоединение производства к сводному исполнительному производству. ДД.ММ.ГГГГ выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника. ДД.ММ.ГГГГ выносилось постановление об обращении взыскания на заработную плату. ДД.ММ.ГГГГ выносилось постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ выносилось постановление о розыске счетов и наложении ареста на ДС.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Сидоренко И.А. вынесено постановление № об окончании исполнительного производства и возращении исполнительного документа взыскателю на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», мотивированное тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества. В пункте 2 постановления указано на возврат взыскателю исполнительного документа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве доказательства направления данного постановления и исполнительного документа суду представлены сведения базы данных АИС ФССП о том, что постановление №-ИП включено в почтовый реестр ДД.ММ.ГГГГ. В базе данных АИС ФССП отражен идентификатор почтового отправления № согласно которому фактически постановление и исполнительный документ направлены ДД.ММ.ГГГГ
Иных доказательств исполнения требований ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» административными ответчиками не представлено.
Разрешая требование об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя по ненаправлению постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа, суд приходит к выводу, что копия постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и оригинал исполнительного документа были направлены приставом ДД.ММ.ГГГГ и получены взыскателем по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения административного истца в суд исполнительный документ судебным приставом-исполнителем не был возвращен, в связи чем, неисполнение указанной обязанности указывает на незаконное бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя.
Окончание исполнительного производства влечет прекращение осуществления судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению исполнительного документа, следовательно, неуведомление взыскателя об окончании исполнительного производства лишает последнего права на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства, своевременное обжалование постановления в случае его незаконности, а также повторное предъявление исполнительного документа к исполнению. Таким образом, оспариваемое бездействие подлежит признанию незаконным в соответствующей части.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного искового заявления о признании незаконным бездействия начальника ОСП по <адрес> по организации надлежащей работы должностных лиц данного Отделения.
Положения КАС РФ и законодательства об органах принудительного исполнения не позволяют автоматически признавать любое незаконное действие или постановление судебного пристава-исполнителя обусловленным бездействием старшего судебного пристава Отделения, главного судебного пристава <адрес> и главного судебного пристава Российской Федерации, поскольку должностные лица ФССП России наделены собственной компетенцией и несут ответственность в рамках данной компетенции.
Доводы и требования административного искового заявления в части незаконного бездействия старшего судебного пристава Отделения по организации работы вверенного отделения носят общий и абстрактный характер. Суд приходит к выводу, что бездействие старшего судебного пристава подлежит признанию незаконным только в части направления самого исполнительного документа, следует признать незаконным бездействие самого судебного пристава-исполнителя.
В силу части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку оспариваемое бездействие является длящимся, срок на обращение в суд подлежит исчислению с даты уведомления административного истца об окончании исполнительного производства. Поскольку факт такого уведомления административными ответчиками не доказан, срок на обращение в суд следует считать не пропущенным.
Разрешая в соответствие со ст. 227 КАС РФ вопрос об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает, что поскольку постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ с исполнительным документом фактически получены взыскателем, оснований для возложения обязанности на ОСП по <адрес> по направлению соответствующего постановления не имеется.
Также, суд не усматривает оснований по возложению на старшего судебного пристава обязанности по возобновлению исполнительного производства, поскольку исполнительный документ возвращен взыскателю, который вправе предъявить вновь исполнительный документ к исполнению после окончания исполнительного производства.Кроме того, из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем совершены предусмотренные законом и требуемые исходя из обстоятельств исполнения конкретного исполнительного документа исполнительные действия, по результатам которых у должника не установлено ни имущества, ни доходов. При таких обстоятельствах вывод судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, в связи с которым исполнительный документ возвращается взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве») соответствует материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░