25RS0009-01-2023-001048-39
№ 2а - 666/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Лесозаводск 26 июля 2023 г.
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Галаюда С.С.,
при секретаре Маркеевой И.В.,
с участием помощника Лесозаводского межрайонного прокурора Сушко Е.В., представителя административного ответчика Святенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец (ФИО1) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1».
В обоснование иска указала, что Решением Думы Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххх № хх «О назначении выборов депутатов Думы Лесозаводского городского округа» назначены выборы депутатов Думы Лесозаводского городского округа седьмого созыва. Решением Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутым в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх. Считает решение Территориальной избирательной комиссии (ТИК) г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх незаконным и необоснованным, и подлежащем отмене по следующим основаниям.
хх.хх.хххх в ТИК г.Лесозаводска ею представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх в порядке самовыдвижения с указанием принадлежности к Всероссийской политической партии «Единая Россия».
хх.хх.хххх она представила в ТИК подписные листы без указания принадлежности к Всероссийской политической партии «Единая Россия», то есть в подписные листы не были внесены сведения, предусмотренные п.9 ч.37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон), а именно, если кандидат сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п.2 ст.33 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
хх.хх.хххх в нарушение требований п.1.1 ст.38 Закона рабочей группой по приему и проверке избирательных документов представленных кандидатом, было принято решение об отсутствии необходимости извещать кандидата ФИО1 о фактах выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов либо несоблюдения требований Закона к оформлению документов.
хх.хх.хххх она, руководствуясь п.1.1 ст.38 Закона подала в ТИК Уведомление от хх.хх.хххх (вх.№ хх) «О внесении уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх», а именно исключения сведений «член Всероссийской политической партии «Единая Россия», поскольку, отказавшись от реализации права указывать сведения о партийной принадлежности, у кандидата не наступает обязанность указать сведения в подписном листе (п.9 ст.37 Закона).
Вместе с тем, хх.хх.хххх рабочей группой ТИК составлен Итоговый протокол по проверке достоверности подписей избирателей и данных о избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата ФИО1, согласно которому 14 подписей из 14 признаны недействительными по основаниям, указанным в пп. «и» п.6.4 ст.38 Закона, а именно все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 ст.37 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п.5 ст.37 настоящего Закона.
На момент принятия ТИК г.Лесозаводска решения от хх.хх.хххх № хх «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1», сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Лесозаводского городского округа с учетом поданного Уведомления от хх.хх.хххх (вх.№ хх) «О внесении уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх» и сведения, указанные в подписных листах, соответствовали по содержанию и форме.
Поэтому, не указание в подписном листе о партийной принадлежности (с учетом внесенных изменений в заявлении о согласии баллотироваться и исключении сведений о партийной принадлежности хх.хх.хххх) не давало ТИК г.Лесозаводска правовых оснований полагать, что ею не в полном объеме внесены сведения о себе в подписной лист.
Следовательно, не имелось и оснований, предусмотренных пп.«и» п.6.4 ст.38 Закона для признания рабочей группой ТИК представленных ею 14 подписей избирателей недействительными по приведенному основанию.
ТИК г.Лесозаводска также не направляла ей уведомления в порядке п.1.1 ст.38 Закона, следовательно и не могла по указанному основанию отказать в регистрации кандидата.
Просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1». Возложить на Территориальную избирательную комиссию г.Лесозаводска обязанность зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх.
В судебном заседании административный истец ФИО1 настояла на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика - председатель ТИК г.Лесозаводска ФИО5 иск не признала, просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в возражениях на иск. Дополнила, что при вынесении ТИК г.Лесозаводска решения от хх.хх.хххх № хх нарушений избирательных прав кандидата в депутаты ФИО1 допущено не было, решение ТИК законное и обоснованное. Уточнила, что кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Между тем из представленного кандидатом ФИО1 заявления о согласии баллотироваться не усматривается, что оно было оформлено с нарушением требований закона в части указания принадлежности кандидата к политической партии и о его статусе в ней. Все решения в отношении кандидата ФИО1 были приняты в соответствии с полномочиями ТИК г.Лесозаводска, в правомочном составе, большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ТИК с правом решающего голоса.
В заключении прокурор указал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит - в судебном заседании установлено, что истцом нарушен предусмотренный законом порядок внесения необходимых данных в подписные листы, при вынесении решения 14.07.2023 в отношении кандидата в депутаты ФИО1 нарушений ТИК г.Лесозаводска избирательных прав кандидата не допущено.
Суд, выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ (ред. от10.07.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон), а также Избирательный кодекс Приморского края, действующий на территории Приморского края.
Согласно ст.32 Закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом, иным законом (пункт 1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).
В соответствии с ч.2 ст.40 Избирательного кодекса Приморского края кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Пунктом 1 ст.34 Закона предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного п.17 ст.38 настоящего Закона.
Из п.1 ст.38 Закона следует, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст.33 Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 24 статьи 38 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, к числу которых относится: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено
п.9 ч.7 ст.49 Избирательного кодекса Приморского края.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, хх.хх.хххх ФИО1 представила в Территориальную избирательную комиссию (ТИК) г.Лесозаводска документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх, в том числе и документ, подтверждающий принадлежность ФИО1 к политической партии «Единая Россия».
хх.хх.хххх ТИК г.Лесозаводска принято решение № хх «Об открытии специального избирательного счета кандидату на выборах депутатов Думы Лесозаводского городского округа ФИО1».
хх.хх.хххх кандидатом ФИО1 в ТИК г.Лесозаводска представлены подписные листы (1 папка) с 14 подписями избирателей, с датой внесения подписей избирателями с хх.хх.хххх, из которых было проверено 14 подписей.
Срок приема документов ТИК г.Лесозаводска на выборах депутатов Думы Лесозаводского городского округа, назначенных на хх.хх.хххх, представляемых кандидатом в ТИК для уведомления о выдвижении и для регистрации, начинался с хх.хх.хххх и закончился в 18:00 хх.хх.хххх.
хх.хх.хххх кандидатом ФИО1 в ТИК г.Лесозаводска представлено Уведомление о внесении уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх (вх.№ хх), из содержания которого следует, что кандидат просит сведения «член Всероссийской политической партии «Единая Россия» - исключить.
Решением ТИК г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх «Об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Думы Лесозаводского городского округа, назначенных на 10.09.2023», для регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа необходимо представить не менее 10 и не более 14 достоверных подписей избирателей.
Заседание ТИК г.Лесозаводска по вопросу регистрации (отказу в регистрации) кандидата ФИО1 назначалось на хх.хх.хххх.
С хх.хх.хххх по хх.хх.хххх ТИК г.Лесозаводска проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов с подписями избирателей, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся во всех подписных листах.
В Итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1, рабочей группой указано, что из 14 проверенных подписей недостоверными признаны 0 (ноль) подписей, недействительными признаны 14 подписей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11.05.2012 № 658 - О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение указанного правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
В период сбора подписей, представленных в ТИК г.Лесозаводска, согласно датам проставления подписей избирателей в подписных листах (хх.хх.хххх) сведения о принадлежности кандидата ФИО1 к Всероссийской политической партии «Единая Россия» содержались в её заявлении о согласии баллотироваться. Вместе с тем, сведений о принадлежности ФИО1 к Всероссийской политической партии «Единая Россия» в подписных листах, представленных в ТИК г.Лесозаводска, не содержалось. Таким образом, отсутствие информации о принадлежности кандидата к политической партии вводило избирателей в заблуждение.
Основанием для отказа в регистрации кандидата, согласно п.9 ч.7 ст.49 Избирательного кодекса Приморского края, являлось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Довод административного истца о нарушении требования п.1.1 ст.38 Закона рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представленных кандидатом, о принятии решения об извещении кандидата ФИО1 о фактах выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов либо несоблюдения требований Закона к оформлению документов, суд находит несостоятельным, поскольку согласно пункту 1.1 ст.38 Закона кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию и в связи с чем обязанность по извещению кандидата не предусмотрена.
В силу требований ч.1 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Исходя из положений п.6 ст.76 Закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст.38 Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом не установлено.
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение Территориальной избирательной комиссии г.Лесозаводска от хх.хх.хххх № хх об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Лесозаводского городского округа, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № хх ФИО1, принято в установленном порядке, в надлежащей форме, предусмотренные законом основания для его принятия и отказа в регистрации данному кандидату у избирательной комиссии имелись и таким образом, не усматривает оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
№ ░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░1» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░