Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2717/2024 (2а-13686/2023;) ~ М-7569/2023 от 28.08.2023

Дело № 2а-2717/2024

УИД № 24RS0048-01-2023-009961-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 апреля 2024 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Портных В.Ю.,

при секретаре Фурсовой П.Е.,

с участием представителя административного ответчика ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Князева П.В.,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Красноярскому краю Кочкиной О.Б.,

представителя административного ответчика УФНС России по Красноярскому краю Серебренникова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стывриной Татьяны Михайловны к Инспекции Федеральной налоговой службы (далее – ИФНС) России по Советскому району г. Красноярска, Управлению Федеральной налоговой службы (далее – УФНС) России по Красноярскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (далее – МИФНС) № 1 по Красноярскому краю о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Стыврина Т.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о признании действий по начислению подоходного налога в сумме 288 302,97 руб. незаконными и отмене решения № 1873 от 30.01.2023.

Требования мотивированы тем, что 17.07.2023 посредством сервиса Госуслуги Стывриной Т.М. получено уведомление на уплату подоходного налога в размере 288 302,97 руб. в связи с продажей недвижимого имущества. Административный истец полагает незаконными действия налогового органа по начислению указанного налога, поскольку Стыврина Т.М. фактически владела объектом недвижимости более 14-ти лет, следовательно, освобождена от уплаты налога.

Определением Советского районного суда г. Красноярска от 31 августа 2023 года к участию в процессе в качестве административного соответчика привлечены: УФНС России по Красноярскому краю и МИФНС № 1 по Красноярскому краю.

В судебное заседание административный истец Стыврина Т.М. и ее представитель Стыврин М.В. не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом путем направления извещения заказной корреспонденцией по адресу места жительства, которые возвращены в суд по истечении срока хранения. В судебном заседании 25.10.2023 представитель административного истца Стыврин М.В административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что Стыврина Т.М. владела недвижимым имуществом более 14 лет.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Князев П.В. (полномочия проверены) возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, в которых указал, что в 2021 году Стывриной Т.М. реализованы объекты недвижимости, находящиеся в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного ст. 217.1 НК РФ: с кадастровым № по адресу: <адрес> цена сделки – 2 000 000 руб. и с кадастровым № по адресу: <адрес>, цена сделки – 1 000 000 руб. Поскольку декларация на доходы физических лиц за 2001 год Стывриной Т.М. по сроку 30.04.2022 не представлена, на основании п. 1.2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации 18.07.2022 начата камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 31.10.2022 № 12008 и принято решение № 1872, в соответствии с которым Стывриной Т.М. доначислен налог на доходы физических лиц за 2021 год в размере 260 000 руб. исходя из стоимости реализации двух объектов недвижимости, которые находились в собственности менее минимального предельного срока владения (менее пяти лет), также она была привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации на 2021 год. Акт и решение от 31.10.2022 направлялись Стывриной Т.М. заказным письмом с уведомлением по месту жительства, однако, были возвращены по истечении срока хранения. 25.07.2023 УФНС по Красноярскому краю получена жалоба Стывриной Т.М. на решение ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 30.01.2023 № 1873, которая решением от 11.08.2023 оставлена без удовлетворения. Относительно доводов истца об отсутствии у нее обязанности по уплате НДФЛ следует учесть, что право собственности Стывриной Т.Н. на объект недвижимости с кадастровым № зарегистрировано в ЕГРН 18.02.2020, на объект с кадастровым номером – 17.08.2020, следовательно, на момент их отчуждения в 2021 году по договору купли-продажи от 04.04.2021, минимальный предельный срок владения, составляющий 5 лет, не истек. Документальных доказательств о регистрации права ранее 2020 года административным истцом не представлено. Таким образом, налогоплательщиком не соблюдены условия для освобождения об налогообложения доходов, полученных в 2021 году от реализации указанных объектов. Относительно доводов о том, что при строительстве объектов были понесены расходы в размере 234 515,42 руб., следует отметить, что ИФНС налогоплательщику предоставлен налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., который превышает указанные расходы. Таким образом, Стывриной Т.М. получены в 2021 году подлежащие налогообложению доходы от продажи недвижимого имущества в размере 3 000 руб., с учетом имущественного налогового вычета налогооблагаемая сумма дохода составила 2 000 000 руб.(л.д. 52-58)

Представитель административного ответчика Управления ФНС России по Красноярскому краю Серебренников С.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, в которых указал, что вынесенное налоговым органом решение не нарушает прав налогоплательщика и не устанавливает для него новых налоговых обязанностей. В отношении доводов к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, полностью поддерживает доводы последних, изложенные в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 140).

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Красноярскому краю Кочкина О.Б. возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях (л.д. 141).

Поскольку участие в судебном заседании не явившихся участников административного дела в силу процессуального закона не является обязательным и таковым судом не признавалось, в соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovet.krk.sudrf.ru), не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не заявивших ходатайств об отложении слушания дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания решения органа, наделенного публичными полномочиями, незаконным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие данного решения административного органа нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Стыврина Т.М. по договору купли-продажи от 04.04.2021 продала ФИО9 земельный участок и расположенный на нем жилой дом с кадастровым № по адресу: <адрес>, общей площадью 65,1 кв. м. (л.д. 128-129), право собственности, на который зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке 17.02.2020 (л.д. 77). В соответствии с п. 2.1 договора стоимость жилого дома составила 1 500 000 руб. (л.д. 128).

Кроме того, 04.04.2021 между Стывриной Т.М. и ФИО10 заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома с кадастровым № по адресу: <адрес>, общей площадью 131, 6 кв.м. (л.д. 130-131), право собственности, на который было зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке 18.02.2020 (л.д. 77). В соответствии с п. 2.1 договора стоимость жилого дома составила 2 500 000 руб. (л.д. 130)

22.09.2022 в адрес Стывриной Т.М. сформировано требование о предоставлении пояснений относительно реализации в 2021 году указанных выше объектов недвижимости, находящихся в собственности менее предельного срока владения; общая сумма дохода составила 3 000 000 руб. (л.д. 65-66), декларация за 2021 год не представлена; сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2021 год с учетом налогового вычета в сумме 1 000 000 руб. составляет 260 000 руб.

Указанное требование направлено Стывриной Т.М. заказным письмом с уведомлением 23.09.2022, однако возвращено отправителю по истечении срока хранения (л.д. 67-69).

17.10.2022 ИФНС России по Советскому району г. Красноярска сформировано уведомление № 11151 о вызове в налоговый орган для дачи пояснений относительно непредоставления пояснений по требованию от 22.09.2022 (л.д. 71-72); которое аналогичным образом направлено по месту жительства Стывриной Т.М. и не получено последней, так как было возвращено отправителю за истечением срока хранения (л.д. 73-75).

31.10.2022 по результатам камеральной проверки, проведенной ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в период с 18.07.2022 по 17.10.2022, составлен акт налоговой проверки № 12008 о привлечении Стывриной Т.М. к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлено, что налогоплательщиком не представлена декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год, в связи с отчуждением имущества, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения (5 лет). Сумма налога, подлежащего к уплате составляет 260 000 руб. ((2 000 000 + 1 000 000) – 1 000 000 (вычет)) * 13%. Сумма штрафа в соответствии с пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 52 000 руб. (260 000 * 20%) и с применением пункта 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации – 78 000 руб. (260 000 х 5%) * 6 мес. Вместе с тем налоговым органом не принято решение о взыскании штрафа, исчислен НДФЛ за 2021 год в размере 260 000 руб. (л.д. 76-82)

08.11.2022 ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в адрес Стывриной Т.М. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, которое возвращено адресату по истечении срока хранения (л.д. 83-86).

Решением от 22.12.2022 продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки на 30 дней (л.д. 88). Поскольку на рассмотрение материалов Стыврина Т.М. не явилась, решением № 13822 от 22.12.2022 отложено рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 часов 45 минут 30.01.2023, о чем Стыврина Т.М. была уведомлена надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции по месту жительства (л.д. 89-93).

Решением заместителя начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска № 1873 от 30.01.2023 Стыврина Т.М. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год в размере 260 000 руб. (л.д. 94-101).

Указанное решение направлено Стывриной Т.М. заказным письмом с уведомлением, однако возвращено отправителю по истечении срока хранения (л.д. 114).

Разрешая административные исковые требования Стывриной Т.М. по признанию решения ИФНС России по Советскому району г. Красноярска незаконным, суд исходит из следующего.

Статья 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В силу положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 поименованного кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 23 этого кодекса (пункты 1 и 3).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика; исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Пунктом 3 статьи 225 Кодекса установлено, что общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

Таким образом, в случае нахождения объекта недвижимого имущества в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения таким объектом, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).

При таких обстоятельствах, доход, полученный Стывриной Т.М. от продажи объектов недвижимости, подлежал налогообложению.

Вместе с тем спорные объекты недвижимости были отчуждены Стывриной Т.М., то есть до истечения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, который составляет пять лет, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленный законодательством срок, в отсутствие процедурных нарушений, соответственно Инспекцией правомерно исчислена сумма налога на доходы физических лиц в размере 260 000 руб., о чем вынесен акт налоговой проверки № 12008 от 31.10.2022, в связи чем в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать в полном объеме.

Доводы Стывриной Т.М. относительно фактического владения недвижимым имуществом на протяжении 15-ти лет до момента отчуждения, поскольку земельные участки, на которых расположены спорные объекты недвижимости, были приобретены в собственность в 2005 году, в это же время между супругом истца ФИО11 и ООО «Техноцентр Альтернатива» заключен договор подряда на строительство дачного дома, оконченного строительством в 2006 году, после чего дом стал постоянно эксплуатироваться, также был заключен договор снабжении участка электроэнергией, суд не может принять во внимание, в силу следующего.

Так, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному федеральному закону, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

На основании частей 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.

Принимая во внимание, что право собственности на жилой дом с кадастровым № зарегистрировано 17.02.2020, на жилой дом с кадастровым № зарегистрировано 18.02.2020, при этом минимальный предельный срок владения объектами недвижимости исчисляется с даты государственной регистрации на них права собственности, указанные объекты недвижимости отчуждены Стывриной Т.М. 04.04.2021, то есть до истечения минимального предельного срока владения объектами недвижимого имущества, который составляет пять лет, оснований для признания незаконными действий налогового органа по исчислению налога на доходы физических лиц за 2021 год суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 12.04.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2717/2024 (2а-13686/2023;) ~ М-7569/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стыврина Татьяна Михайловна
Ответчики
УФНС России по Красноярскому краю
ИФНС по Советскому району г. Красноярска
МИФНС № 1 по Красноярскому краю
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Портных Василина Юрьевна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация административного искового заявления
29.08.2023Передача материалов судье
31.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее