дело № 2а-68/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Покровск 27 января 2023 г.
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никиенко Н.К. единолично, при секретаре Кузьминой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Шкоркиной Натальи Валентиновны, действующей от своего имени и от имени <данные изъяты> ФИО2, ФИО3 к Администрации ГП «Город Покровск» МР «Хангаласский улус РС(Я) и Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании незаконными решений об отказе в предоставлении другого жилья взамен аварийного,
у с т а н о в и л:
Шкоркина Н.В., действующая от своего имени и от имени <данные изъяты> ФИО2, ФИО7 обратились в суд с иском к Администрации Городского Поселения «Город Покровск» (далее ГП «Город Покровск») и Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее ГКУ «ДЖС») о признании незаконными решения ГКУ «ДЖС», изложенное в письме от 2 декабря 2022 г. №, решение Администрации ГП «Город Покровск» МР «Хангаласского улус» РС(Я), изложенное в письме от 2 ноября 2022 г. № об отказе в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного и предложении выплаты денежной компенсации и обязать ГКУ «ДЖС» и ГП «Город Покровск» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Шкоркиной Н.В., ФИО3 по вопросу предоставления жилого помещения в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», в соответствии с ФЗ от 27 декабря 2019 г. № 473 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст.6 ч.1 Жилищного кодекса РФ.
При этом указала, что 6 марта 2017 г. была приобретена квартира по адресу <адрес>, доля Шкоркиной Н.В. составляет 1/3, <данные изъяты> ФИО2 составляет 1/3, ФИО3 составляет 1/3.
При приобретении данной квартиры Шкоркина Н.В. не знала что многоквартирный дом был признан аварийным, также Пенсионный фонд РФ, который вынес распоряжение об использовании средств материнского капитала при покупке квартиру, не уведомил об этом истца.
Заключением межведомственной комиссии № от 28 ноября 2014 г., распоряжением главы МО «Город Покровск» от 30 января 2015 г. № указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно Постановлению Правительства РС(Я) от 27 марта 2019 г. № 50 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг.», расселение из указанного дома граждан предусмотрено в рамках реализации этапа 2022 г. со сроком реализации до 31.12.2022 г. Согласно сведениям, указанным на сайте Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ, в жилом доме по адресу <адрес> продолжается расселение граждан.
На обращение Шкоркиной Н.В. о предоставлении другого жилья взамен аварийного в своем ответе от 2 декабря 2022 г. генеральный директор ГКУ РС(Я) «ДЖС» ФИО8 сообщил, что вышеуказанное жилое помещение было приобретено Шкоркиной Н.В. в собственность по договору купли-продажи квартиры после признания данного дома аварийным и подлежащим сносу, поэтому собственник данного жилого помещения имеет право только на денежную компенсацию, рассчитанную по правилам п.7 и 8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ. С аналогичного содержания ответом от 2 ноября 2022 г. № Главы администрации ГП «Город Покровск» Гермогенов П.П. направил Шкоркиной Н.В. уведомление о том, что в соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ истец вправе претендовать только на получение денежной компенсации, а не получение нового жилого помещения. Истец считает незаконным решения ответчиков об отказе в предоставлении другого жилья взамен аварийного.
Право собственности на жилое помещение у истцов возникло до введения в действие части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ФЗ №473 не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силу, не может применяться к настоящему жилищному спору. Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение истцов включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и истец приобрела данную квартиру до вступления в силу ФЗ от 27 декабря 2019 г. № 473, она имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Согласно возражений представителя ГКУ РС(Я) Дирекция жилищного строительства РС(Я) ФИО10 просят в удовлетворении исковых требования отказать. При этом указали, что Постановлением Правительства РС(Я) от 27 марта 2019 г. № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». В соответствии с перечнем, многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 28 ноября 2014 г., вместе с тем право собственности на квартиру, находящуюся в многоквартирном доме по указанному адресу было приобретено административными истцами после указанной даты. Таким образом, на административных истцов при обеспечении их жилищных прав как собственников жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд распространяются положения ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 32 ч.8.2 Жилищного кодекса РФ граждане которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 рассматриваемой статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч.8.2 рассматриваемой статьи в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с ФЗ № 473 от 27 декабря 2019 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в случае если на момент регистрации права собственности на жилое помещение многоквартирный жилой дом признан аварийным, то собственник данного жилого помещения имеет право только на денежную компенсацию (выплату возмещения) на сумму, рассчитанную по правилам ч.7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которого при этом сумма компенсации не может превышать сумму, указанную в договоре купли-продажи жилого помещения, иных способов компенсации законом не предусмотрено.
Административные истцы, представители административных ответчиков будучи надлежащим образом извещенными не явились в судебное заседание, истцы и ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства» просят рассмотреть дело в их отсутствие, Администрация ГП «Город Покровск» не явились по неизвестным причинам и не просили отложить рассмотрение дела.
Представитель административного истца Большаков Е.В. исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Шкоркина Н.В., ФИО12 и ФИО7 на основании договора купли-продажи от 6 марта 2017 г. являются собственниками жилого помещения по адресу <адрес>
Заключением межведомственной комиссии от 28 ноября 2014 г. жилое здание по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2019 № 50 многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в региональную адресную программу «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».
2 ноября 2022 г. в соответствии с разъяснениями ГКУ Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» ответчик ГП «Город Покровск» сообщил, что истец имеет право на выплату возмещения за квартиру в аварийном доме, но не получение новой и что выплата не может превышать стоимости приобретения, то есть суммы указанной в договоре купли-продажи.
2 декабря 2022 г. ГКУ РС(Я) «ДЖС» сообщил истцу что в связи с приобретением жилого помещения по адресу <адрес> собственность после признания дома аварийным, она имеет право только на денежную компенсацию (выплату возмещения) на сумму, рассчитанную по правилам п.7 и 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, при этом сумма компенсации не может превышать сумму, указанную в договоре купли-продажи жилого помещения.
Так, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5- 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).
В случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, нужно принимать во внимание, в какой момент возникло право собственности на жилье.
Как следует из представленных материалов, квартиру истцы приобрели 6 марта 2017 г., то есть после признания дома аварийным, но до вступления в силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, то в данном случае собственник вправе выбрать по своему усмотрению либо аналогичное помещение, либо денежную выплату.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право выбора способа обеспечения жилищных прав путем предоставления другого, равнозначного жилого помещения, либо его выкуп принадлежит административным истцам, определенная республиканской адресной программой планируемая дата окончания переселения жильцов многоквартирного жилого дома наступила, в связи с чем действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истцы как собственники жилого помещения, вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам истцов в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку право истцов на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действия данной нормы, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░(░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2022 ░. № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2022 ░. № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░3 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019-2025 ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░14
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░.