Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3497/2022 ~ М-3418/2022 от 30.06.2022

66RS0006-01-2022-003431-59

2а-3497/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2022 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Богдановой Ю. А., с участием старшего помощника прокурора Курочкиной В. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Козлову А. Ю. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами и сдаче водительского удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Козлову А. Ю. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами, обязании сдать выданное 27.12.2014 водительское удостоверение серия и < № > в МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Козлов А. Ю., < дд.мм.гггг > года рождения, имеет противопоказания к управлению транспортным средством, поскольку находился на стационарном лечении в ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» в период с 10.12.2019 по 18.12.2019 с диагнозом «< данные изъяты >». С 10.12.2019 взят под диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога, с февраля 2021 года от диспансерного наблюдения уклоняется. Факт наличия ремиссии, ее длительность на текущее время установить не представляется возможным, однако имеется подтвержденный факт активного употребления других стимуляторов менее трех лет назад. МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Козлову А. Ю. 27.12.2014 выдано водительское удостоверение на право управления автомобилями категории В, В1, М серия и < № >, действительное до 27.12.2024. В силу действующего законодательства обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством предусмотрено, что противопоказанием к управлению транспортным средством является наличие психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (коды заболевания по МКБ-10: F10-F16, F18, F19). В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости». Диспансерное наблюдение включает в себя регулярные врачебные осмотры, лабораторные, инструментальные исследования и психопатологические обследования. Управление автотранспортным средством лицом, страдающим психическим и поведенческим расстройством, вызванным употреблением стимуляторов, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан либо причинение имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Ответчик, страдающий психическим и поведенческим расстройством, вызванным употреблением стимуляторов, при отсутствии подтвержденной ремиссии, в силу действующего законодательства не может управлять транспортными средствами, в связи с чем действие права управления транспортными средствами подлежит прекращению. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Курочкина В. А. заявленные требования и доводы административного искового заявления поддержала.

Административный ответчик Козлов А. Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 27-28), о причинах неявки суд не уведомлен.

Представители заинтересованных лиц Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л. д. 26, 31, 32), о причинах неявки суд не уведомлен.

С учетом мнения прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Реальная опасность причинения вреда при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5 указанного Федерального закона).

Согласно п. п. 1, 6 ст. 23 названного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Таким образом, одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у него медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

В силу п. п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 – F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

В соответствии с п. п. 2, 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 – F1х.2).

Из материалов дела установлено, что 27.12.2014 Козлову А. Ю., < дд.мм.гггг > года рождения, ГИБДД 6608 выдано водительское удостоверение серия и < № > сроком до 27.12.2024 на право управления транспортными средствами категории «В, В1, М» (л. д. 10).

Из сообщений ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» от 18.04.2022 и 15.07.2022, медицинской карты амбулаторного наркологического больного следует, что Козлов А. Ю., < дд.мм.гггг > года рождения, обратился на прием самостоятельно 09.12.2019. Был взят под диспансерное наблюдение в амбулаторно-поликлиническом отделении ГАУЗ СО «ОНБ» 10.12.2019 с диагнозом: < данные изъяты >. Прошел стационарное лечение в н. о. №2 ГАУЗ СО «ОНБ» с 10.12.2019 по 18.12.2019. С 18.12.2019 по 25.06.2020 прошел медицинскую реабилитацию в ГАУЗ СО «ОНБ». С октября 2020 года врача психиатра-нарколога посещал нерегулярно, последняя явка на прием была в январе 2021 года. Уклоняется от посещения врача психиатра-нарколога ГАУЗ СО «ОНБ» с февраля 2021 года. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, лица, страдающие заболеванием Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других стимуляторов (включая кофеин). Синдром зависимости, допускаются к управлению транспортным средством только после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 №1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией принимает врачебная комиссия при наличии ремиссии в течение 3-х лет, подтвержденной регулярными врачебными осмотрами и результатами лабораторных, инструментальных исследований и психопатологических обследований. Таким образом, у пациента Козлова А. Ю. отсутствует подтвержденная в ГАУЗ СО «ОНБ» ремиссия в течение не мене 3 лет. Наличие синдрома зависимости, вызванного употреблением других стимуляторов (включая кофеин), и отсутствие у пациента Козлова А. Ю. стойкой подтвержденной ремиссии является противопоказанием к управлению транспортным средством (л. д. 9, 29-30).

Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10), «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других стимуляторов (включая кофеин). Синдром зависимости» имеет код МКБ – «F15.2».

При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Административным ответчиком Козловым А. Ю. доказательств отсутствия у него заболевания, препятствующего возможности управлению транспортными средствами, либо заключения врачебной комиссии о снятии с диспансерного учета суду в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено. Не содержат материалы дела и доказательств сдачи ответчиком водительского удостоверения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения действия права Козлова А. Ю. на управление транспортными средствами в связи с наличием заболевания, препятствующего возможности управления транспортным средством, при отсутствии требуемой в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами стойкой ремиссии.

В силу подп. «ж» п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

На основании п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению (подп. «е, т» п. 11 Положения).

Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. «и» п. 12 Положения).

При наличии установленных судом медицинских противопоказаний к управлению Козловым А. Ю. транспортным средством, имеются основания для изъятия у него сотрудниками Госавтоинспекции водительского удостоверения серия и < № >, выданного 27.12.2014.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, на основании абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░░░░░░ ░░░░░░ >, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░░░░░░ ░░░░░░ >, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ < № >, ░░░░░░░░ < ░░.░░.░░░░ >, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░░░░░░ ░░░░░░ >, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ < № >, ░░░░░░░░░ 27.12.2014.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░░░░░░ ░░░░░░ >, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.08.2022.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3497/2022 ~ М-3418/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Ответчики
Козлов Александр Юрьевич
Другие
ГАУЗ СО "Областная наркологическая больница"
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области
ГУ МВД России по Свердловской области
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
*Агафонова Анна Евгеньевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация административного искового заявления
01.07.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Рассмотрение дела начато с начала
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее