Решение по делу № 2а-3137/2018 ~ М-2756/2018 от 24.07.2018

Дело №2а-3137/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    30 августа 2018 года    Красноярский край, г. Ачинск,

        ул. Назарова, 28 «Б»

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю к Размаховой С. Б. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю (далее по тексту – МИ ФНС ) обратилась в суд с административным иском к Размаховой С.Б. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, мотивируя свои требования тем, что Размахова С.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов и была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты. С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган. В связи с тем, что страховые взносы перечислялись с нарушением установленных сроков, ответчику начислены пени. В соответствии с представленным расчетом по состоянию на 01 ноября 2017 года за ответчиком числится задолженность по страховым взносам и пени, в том числе: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 7 827,01 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 3 931,64 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2 302,70 руб., пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 2 304,60 руб., пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 022,63 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 591,73 руб. Административному ответчику направлено требование об уплате недоимки от 19.05.2017 №50859, срок для добровольного исполнения указан до 08.06.2017, однако, в указанный срок сумма задолженности не была уплачена. В связи с чем, просит взыскать с Размаховой С.Б. задолженность по страховым взносам и пени в сумме 17 980,31 руб. (л.д. 2-3).

Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 17 июля 2018 года (л.д. 4).

От административного ответчика Размаховой С.Б. поступил отзыв, согласно которому она просит удовлетворить требования МИ ИФНС № 4 частично, учитывая ранее уплаченные ею суммы, в части оплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2302,70 руб., просит отказать, так как не являлась работодателем. Возражений относительно упрощенного порядка рассмотрения дела ответчиком не заявлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд считает требования МИ ИФНС № 4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).

В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2009 г. по 04.04.2011 г. Размахова С.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 12).

По состоянию на 18 марта 2011 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе была составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере 7274,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3117,60 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039,20 руб.,

В связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов по состоянию на 25 марта 2011 года ответчику начислены пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 159,43 руб., пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 68,33 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 35,3 руб.

В связи с выявлением недоимки, ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, предоставлен срок для добровольного исполнения до 15.04.2011 года, однако требование Размаховой С.Б. исполнено не было, сумма задолженности не уплачена.

28.03.2011 г. ответчику было направлено уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, предоставлен срок для добровольного исполнения до 16.04.2013 года, однако требование Размаховой С.Б. исполнено не было, сумма задолженности не уплачена.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 212-ФЗ (действовавшего до 01 января 2017 года) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщиков страховых взносов в банках. Взыскание осуществляется на основании решения органа контроля о взыскании, принятого в установленный законом срок (ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Если решение о взыскании принято после истечения срока для его принятия, оно считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5.3 ст. 19), в этом случае орган контроля вправе, в течение 6 месяцев, обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с плательщика страховых взносов (ч. 5.4 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Срок для обращения в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 5.7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

В случае, если взыскание за счет денежных средств плательщика на счетах в банках оказалось безрезультатным орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика (ч. 14 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Взыскание за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона № 212-ФЗ на основании постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика (ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ). Постановление органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика в силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является исполнительным документом.

Статьей 18 ч.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, как следует из положений статей 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, пенсионные органы до 01.01.2017 г. были наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке, а именно: путем направления для исполнения в службу судебных приставов при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии у пенсионного органа информации о наличии у данного плательщика страховых взносов открытых счетов в банках.

В судебном порядке взыскание производится только с определённых категорий плательщиков (ч. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ), либо в случае пропуска срока вынесения органом контроля решения о принудительном взыскании страховых взносов. (Аналогично взыскиваются пени и штрафы - ч. 15 ст. 19 и ч. 11 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Однако суду не представлены сведения о вынесении Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в <адрес> и <адрес> решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. Также суду не представлены сведения об обращении Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации до 01 января 2017 года в установленный срок в суд для взыскания суммы задолженности.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Статьей 48 ч. 2 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Разрешая заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю о взыскании страховых взносов и пени, суд исходит из следующего.

Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие уважительность пропуска срока на обращение в суд.

Доказательств своевременного принятия мер к принудительному взысканию с Размаховой С.Б. задолженности по страховым взносам и пени административным истцом не представлено.

Несоблюдение контролирующим органом и административным истцом установленных законодательством сроков обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю к Размаховой С.Б. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Размаховой С. Б. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                          А.В. Попов

2а-3137/2018 ~ М-2756/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю
Ответчики
Размахова С.Б.
Суд
Ачинский городской суд
Судья
Попов Алексей Валерьевич
24.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.08.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2019[Адм.] Дело оформлено
23.04.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее