66RS0045-01-2023-001914-37
Дело № 2а-1667/2023
Решение принято в окончательной форме 01.12.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.11.2023 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при ведении протокола и аудиопротокола секретарем Березиной Ю.С., с участием административного истца Колегова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колегова АС к Главе Полевского городского округа о признании постановлений от . . . №№, 1036, 1037, 1038, 1039, 1040, 1041, от . . . №№, 1058, 1059, 1060, 1064, от . . . № незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Колегов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе Полевского городского округа о признании незаконными постановлений от . . . №№, 1036, 1037, 1038, 1039, 1040, 1041, от . . . №№, 1058, 1059, 1060, 1064, от . . . № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Колегову А.С.». Административный истец мотивирует требования тем, что . . . он обратился к административному ответчику с тринадцатью заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ведения огородничества в аренду на три года без проведения торгов на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к ним схемы расположения земельных участков. Оспариваемыми постановлениями ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков по мотиву того, что представленные схемы расположения земельных участков выполнены с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. По схемам, представленным заявителями, на испрашиваемые земельные участки отсутствует утвержденный проект градостроительного планирования, который направлен на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Отсутствуют условия для функционирования объектов жилищного строительства и обеспечения коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, что нарушает требования Федерального закона от . . . № «О государственной регистрации недвижимости», следовательно, отсутствуют красные линии, которые согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документе по планировки территории. Административный истец считает данные отказы незаконными, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков у административного ответчика не было.
Административный истец Колегов А.С. в судебном заседании требования и доводы административного искового заявления поддержал.
Представитель административного ответчика Глава Полевского городского округа не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в иске, поскольку к испрашиваемым административным истцом земельным участкам отсутствует доступ с мест общего пользования. Кроме того, на этих земельных участках расположен лес.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. К пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации рассматриваемая ситуация не относится.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как видно из имеющихся в деле доказательств, Колегов А.С. . . . обратился к Главе Полевского городского округа с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду на три года для ведения огородничества земельных участков в соответствии со схемой размещения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных южнее участка с кадастровыми номерами:
- 66:59:0201003:18 (л.д. 12, 15, 24), приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 13-14, 16-17, 25-26),
- 66:59:0201003:34 (л.д. 27, 30), приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 28-29, 31-32),
- 66:59:0201003:35 (л.д. 33, 36), приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 34-35, 37-38),
- 66:59:0201003:55 (л.д. 45), приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 46-47),
- 66:59:0201003:178 (л.д. 48), приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 49-50),
- 66:59:0201003:250 (л.д. 51, 54), приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 52-53, 55-56);
а также расположенных северо-восточнее участка с кадастровым номером:
- 66:59:0201003:57 (л.д. 39, 42), приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 40-41, 43-44).
Оспариваемыми постановлениями Главы Полевского городского округа от . . . № (л.д. 57-58), № (л.д. 59-60), № (л.д. 61-62), № (л.д. 63-64), № (л.д. 65-66), № (л.д. 67-68), № (л.д. 69-70), от . . . № (л.д. 71-72), № (л.д. 73-74), № (л.д. 75-76), № (л.д. 77-78), от . . . № (л.д. 79-80), № (л.д. 81-82) Колегову А.С. отказано в утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления земельных участков. Во всех постановлениях причины отказа со ссылкой на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации указаны следующие: по схеме, предоставленной заявителем, на испрашиваемый земельный участок отсутствует утвержденный проект градостроительного планирования, который направлен на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Отсутствуют условия для функционирования объектов жилищного строительства и обеспечения коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, что нарушает требования Федерального закона от . . . № «О государственной регистрации недвижимости», следовательно, отсутствуют красные линии, которые согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
На административного ответчика частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность по доказыванию соблюдения при принятии оспариваемого решения требований нормативных правовых актов, в том числе определяющих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения.
В силу пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В силу приведенных разъяснений суд не вправе оценивать иные основания для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков, кроме тех, что указаны в оспариваемых постановлениях, в связи с чем доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии доступа к испрашиваемым административным истцом земельным участкам и наличии леса на земельных участках судом не оцениваются, поскольку доводы об этом в оспариваемых постановлениях отсутствуют.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно пункту 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа.
В соответствии с частью 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, утверждение состава и порядка подготовки планов реализации документов территориального планирования городского округа относится к полномочиям Главы Полевского городского округа (пункт 18 статьи 34 Устава Полевского городского округа), следовательно, иск предъявлен к надлежащему ответчику.
Согласно изложенным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории, утверждение документации по планировке территории в границах городского округа частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления городского округа. Отсутствие таковой само по себе не является основанием для отказа как в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На конкретные нормы Федерального закона от . . . № «О государственной регистрации недвижимости», препятствующие утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительному согласованию предоставления земельных участков, административный ответчик в постановлении не ссылался, в связи с чем данные доводы суд не оценивает.
Учитывая изложенное, исковые требования Колегова А.С. следует удовлетворить, принятые административным ответчиком постановления являются незаконными.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, что постановления административного ответчика признаны незаконными, имеются основания для возложения на него обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца, путем повторного рассмотрения заявлений и принятия по ним решений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ . . . №№, 1036, 1037, 1038, 1039, 1040, 1041, ░░ . . . №№, 1058, 1059, 1060, 1064, ░░ . . . № «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░