ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дата г. ФИО2
Судья Октябрьского районного суда г. ФИО2 Синева Д.Т., рассмотрев материалы административного искового заявления ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес г. ФИО2 России по адрес ФИО4, с заинтересованным лицом ТСН «Лукоморье» о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, взыскании убытков, причинённых в результате незаконных действий, возложении обязанности вернуть излишне удержанные средства, проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, компенсации морального и материального вреда, а также взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. ФИО2 с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес г. ФИО2 России по адрес ФИО4, с заинтересованным лицом ТСН «Лукоморье», указав, что он является стороной по исполнительным производствам №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП в пользу ТСН «Лукоморье». В рамках указанных исполнительных производств, сверх долга взыскателю перечислено 10 955, 31 руб. Суммы, удержанные судебный приставом-исполнителем в рамках исполнительных производств, перечислены взыскателю с нарушением требований ст. 101 Закона об исполнительном производстве, так как он является инвалидом и ветераном боевых действий и получает компенсацию за боевое ранение и социальные выплаты, на которое обращение взыскания невозможно. В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки причинённые гражданину в результате незаконных действий государственных органов подлежат возмещению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит суд обязать ФССП вернуть ему излишне удержанные 10 955, 31 руб.; обязать ФССП вернуть 51 879, 32 руб., как незаконно удержанные; обязать ФССП вернуть проценты с удержанной суммы 62 834, 63 руб. за пользование чужими денежными средства по ст. 395 ГК РФ; обязать ФССП выплатить компенсацию морального и материального ущерба в размере 62 834, 63 руб.; обязать ФССП выплатить потребительский штраф в размере 62 834, 63 руб. согласно Закона о защите прав потребителей.
Изучив представленное административное исковое заявление и приложенные к нему документы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. ч. 1 и 2 ст. 46).
Данный принцип нашел отражение в ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (ч. 1 ст. 127 КАС РФ).
Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (ст. 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Приведенное толкование процессуального законодательства согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от дата N 28-П о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при невозможности рассмотрения требований в порядке административного судопроизводства суд должен решить вопрос о принятии заявления для разрешения в порядке гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий (например, соблюдены правила подсудности и т.д.) для разрешения требований в том же суде в ином судебном порядке.
Как следует из административного искового заявления, ФИО1 заявлены требования о признании незаконными действий по обращению взыскания на доходы, на которые в соответствии со статьи 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание, возмещении причиненного ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального и материального вреда, взыскании штрафа.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 этого Кодекса.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда, а также вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Требования о возмещении убытков, компенсации морального и материального вреда, процентов за пользование чужими денежными средства, подлежащие рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, и находятся в прямой взаимосвязи с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, ввиду чего суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования с учетом положений части 1 статьи 16.1 КАС РФ подлежат рассмотрению в одном производстве - в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В силу положений части 4 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса также требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, не подсудные данному суду.
Положения статьи 28 ГПК РФ закрепляют общее правило определения подсудности гражданских дел судами общей юрисдикции: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Из заявления усматривается, что ОСП адрес г. ФИО2 находится адресу: г. ФИО2, адрес. Данный адрес к территориальной подсудности Октябрьского районного суда г. ФИО2 не относится.
Руководствуясь статьями 16.1, 129 КАС РФ, 28 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░. ░░░2 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░4, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 395 ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░2.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░2 ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░