УИД 34RS0019-01-2024-003937-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2024 г. г. Камышин
Волгоградская область
Камышинский городской суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Вершковой Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.С.,
с участием истца – ст.помощника Камышинского городского прокурора Мулдашевой А.Н.,
ответчика – представителя ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» Финк М.В.,
третьего лица – представителя ГКССУСО Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» - Ортман А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котовского районного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» о возложении обязанности по оборудованию здания пандусом,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Котовского района Волгоградской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» о возложении обязанности по оборудованию здания пандусом.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Котовского района Волгоградской области проведена проверка деятельности ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» в части исполнения требований законодательства о дополнительных гарантиях социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, о социальной защите инвалидов, санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Свода правил 59.13330.2020, вход в здание ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» г.Котово не оснащен пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него маломобильных групп населения и инвалидов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор .... просит возложить на ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» обязанность в течении года со дня вступление в законную силу решения суда, оборудовать здание по адресу: ...., пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него маломобильных групп населения и инвалидов.
В судебном заседании старший помощник Камышинского городского прокурора Мулдашева А.Н. поддержала заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Указала также на тот факт, что за данное нарушение закона, директор ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» привлечен к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Представитель ответчика ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» Финк М.В. в судебном заседании не возражала против исковых требований, просила учесть, что данные действия будут выполнены при надлежащим финансировании, в настоящее время решается вопрос о финансировании учреждения, для установления пандуса.
Третье лицо – представитель Котовского филиала ГКССУСО Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» - Ортман А.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – Комитет социальной защиты населения по Волгоградской области надлежащим образом извещенный о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.
Информация по делу своевременно размещалась на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области – http://kam.vol.sudrf.ru.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещённой о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учётом положений статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела при указанной явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (ст. 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Пунктом 6.1.2 Свода правил предусмотрено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Отношения, связанные с обеспечением условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам регулирует .... от ДД.ММ.ГГГГ N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в ...." (принят .... Думой ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей .... от ДД.ММ.ГГГГ N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в ...." к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения, объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.).
Статьей 3..... от ДД.ММ.ГГГГ N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в ...." предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти ...., органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п. 3);
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (пункт 5);
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой .... проверки, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГг., в деятельности ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» в части исполнения требований законодательства о дополнительных гарантиях социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, о социальной защите инвалидов, санитарно-эпидемиологического законодательства, установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Свода правил 59.13330.2020, вход в здание ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» .... не оснащен пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него граждан с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов- колясочников.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором .... в адрес директора ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 10).
По результатам рассмотрения представления прокурора, директор ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» ФИО6 сообщил о принятых мерах дисциплинарного характера к сотруднику учреждения, допустившего данное нарушение, а также сообщил о том, что выявленные нарушения будут устранены (л.д. 16-17).
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .... директор ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» ФИО6 был признан виновным по ст.9.13 КоАП РФ, где ему вынесено наказание в виде предупреждения. Из указанного постановления усматривается, что ФИО6, будучи директором ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом», ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности по организации оборудования здания филиала ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом», расположенного в ...., пандусом для обеспечения доступа маломобильной группы населения.
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства не устранены, вход в здание ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» .... до настоящего времени не оснащен пандусом.
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Правообладателем здания по вышеуказанному адресу является ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом».
Ответчиком представлены документы, подтверждающие, что 25 июня 2024г. ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» направил в адрес заместителя председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области предложение об увеличении бюджетных ассигнований на 3 квартал 2024г. для обустройства пандусом.
09 июня 2024г. в адрес заместителя председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области от ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом» поступила проектная документация на стоимость обустройства пандусом.
Также ответчиком представлено сообщение о проделанной работе по решению вопроса обустройства здания Котовского филиала ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом», согласно которого определен исполнитель для выполнения работ по изготовлению расчетно-сметной документации на установку пандуса, разработана смета в размере 367 212 руб., направлено письмо в комитет социальной защиты для согласования.
Однако указанное не свидетельствует об установке пандуса в здании Котовского филиала ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом», а потому, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Сводом правил "СП 59.13330.2020 ", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности по оснащению входа в здание Котовского филиала ГКССУ СО «Детский психоневрологический интернат «Солнечный дом», пандусом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
Руководствуясь изложенным и ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» (░░░ 3414012422) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░