Дело № 2а-1104/2022
УИД-75RS0008-01-2022-001590-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2022 года г. Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Слепцова И.В.,
при секретаре судебного заседания Кымпан А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Шерловогорское» к заместителю старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
представитель администрации городского поселения «Шерловогорское» Колосова К.А., действующая на основании доверенности обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что административный истец является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному постановлением старшего судебного пристава Борзинского РОСП Шевно В.Н. 21.04.2022 на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Борзинским городским судом Забайкальского края № 2а-363/2021.
Решением суда от 06.07.2021 исковые требования административного истца удовлетворены, бездействие администрации признано незаконным, администрация городского поселения «Шерловогорское» в срок до 01.04.2022 обязана создать в секторе индивидуальной жилой застройки на территории городского поселения «Шерловогорское» муниципального района «Борзинский район» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.
05.09.2022 заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Борзинского РОСП Лысенко Н.С. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Решение Борзинского городского суда Забайкальского края неисполнено, так как 01.09.2021 было обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд, затем 12.04.2022 в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Кассационное определение №88А-10780/2022 от 02.06.2022 в адрес администрации поступило 28.06.2022.
В администрации городского поселения собственных средств на исполнение данного решения суда нет, так как бюджет на 2022 года является дефицитным и дотационным, основными статьями расходов являются выплата заработной платы, оплаты коммунальных услуг, социальные выплаты. Остальные статьи бюджета запланированы в пределах 15-20% от потребности.
Площадки администрация городского поселения «Шерловогорское» может построить только при поступлении (выделении) денежных средств из бюджета Забайкальского края.
09.03.2022 в адрес администрации муниципального района «Борзинский район» направлена информация о потребности мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Шерловогорское» (с приложенным реестром планируемых мест сбора ТКО по частному сектору на территории городского поселения «Шерловгорское».
13.07.2022 администрацией городского поселения «Шерловгорское» направлено письмо Губернатору Забайкальского края о потребности в создании мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Шерловогорское» с просьбой о помощи в решении данного вопроса, но ответ так и не поступил.
18.10.2022 в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края направлено письмо о потребности в создании мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального района с просьбой о решении данного вопроса.
25.10.2022 администрацией городского поселения «Шерловогорское» повторно направлено письмо Губернатору Забайкальского края о потребности в создании мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Шерловогорское» с просьбой о помощи в решении данного вопроса.
Всего на территории городского поселения «Шерловогорское» необходимо построить 72 площадки.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией городского поселения «Шерловогорское» были предприняты все меры к исполнению решения суда, однако объективной возможности его исполнения в установленные сроки не имелось по объективным, уважительным причинам и по причине отсутствия необходимых бюджетных ассигнований.
Просит суд освободить администрацию городского поселения «Шерловогорское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 руб. по постановлению заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от 05.09.2022 по исполнительному производству №33497/22/75041-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № от 22.11.2021 выданного Борзинским городским судом Забайкальского края.
В судебное заседание представитель административного истца администрации городского поселения «Шерловогорское» не явился, представителем Колосовой К.А. предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Административные ответчики Управление ФССП России по Забайкальскому краю, заместитель начальника отделения- заместитель старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С., надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, явку не обеспечили.
Суд, в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 363 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее – КАС РФ), если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 года № 118-ФЗ), а также руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ года «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 06 июля 2021 года по административному делу № 2а-363/2021 признано незаконным бездействие администрации городского поселения «Шерловогорское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Шерловогорское». На административного ответчика возложена обязанность в срок до 01.04.2022 создать в секторе индивидуальной жилой застройки на территории городского поселения «Шерловогорское» муниципального района «Борзинский район» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 13 октября 2021 года решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 6 июля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу 13.10.2021.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.04.2022 в отношении должника администрации городского поселения «Шерловогорское» возбуждено исполнительное производство №-ИП, на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Должнику в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ установлен срок 5 дней для исполнения требований, указанных в исполнительном документе.
05.09.2022 заместителем начальника Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. в рамках исполнительного производства № №-ИП вынесено постановление о взыскании с должника администрации городского поселения «Шерловогорское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В соответствии с положениями части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
При этом в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Обязанность доказать невозможность исполнения исполнительного документа по обстоятельствам, не зависящим от должника и носящим объективный характер, наличие препятствий к совершению должником возложенных на него вступившим в законную силу решением суда обязанностей, лежит на должнике.
Однако доказательства, подтверждающие невозможность исполнения исполнительного документа по обстоятельствам, не зависящим от должника и носящим объективный характер, наличие препятствий к совершению должником возложенных на него вступившим в законную силу решением суда обязанностей, суду не предоставлено.
Доводы административного истца о том, что администрация городского поселения «Шерловогорское» не имела возможности исполнить решение суда, поскольку бюджет является дефицитным и дотационным суд не принимает во внимание, суду не предоставлены доказательства о планировании затрат в качестве расходных обязательств на 2022 год, либо на 2023 год направленных на исполнение решения суда
Доказательств совершения указанных действий в целях исполнения решения суда должником не предоставлено.
Доводы о направлении соответствующих запросов Губернатору Забайкальского края не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку представленные запросы не имеют сведений о направлении данных запросов адресату, не имеют входящих номеров, в связи с чем, сделать вывод о их фактическом направлении не представляется возможным.
Должником также не предоставлены доказательства иных непреодолимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не заявлено и не подтверждено наличие других причин, которые могли быть расценены судебным приставом-исполнителем, а так же судом, как чрезвычайные, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется в целях надлежащего исполнения.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для освобождения администрации городского поселения «Шерловогорское» от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
С учетом степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, принимая во внимание материальное положение должника, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, в соответствии с положениями п.7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», до 37500 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 05.09.2022 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № №33497/22/75041-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 37500 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.