№ 16-1039/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 4 июня 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Новоселова В.В. – Ханиной Н.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Районного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 23 декабря 2019 года и решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 февраля 2020 года в отношении Новоселова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи Районного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 февраля 2020 года, Новоселов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на <данные изъяты> год.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, защитник Новоселова В.В.-Ханина Н.Н. просит отменить вынесенные в отношении Новоселова В.В. судебные акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основанием для привлечения Новоселова В.В. к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 23 ноября 2019 года в 11 часов 30 минут на <адрес>, управляя транспортным средством «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, Новоселов В.В. не выполнил обязанности водителя, предусмотренные Правилами дорожного движения в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он являлся, и в нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), покинул место дорожно-транспортного происшествия.
Однако с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
Пунктом 2.6 Правил дорожного движения предусмотрено, что если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию; в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, пунктом 2.6.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Из материалов дела усматривается, что Новоселов В.В. 23 ноября 2019 года в 11 часов 30 минут, управляя автомашиной «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в которой в качестве пассажиров находились ФИО8 и ее сын ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не учел погодные условия и состояние дорожного покрытия, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, совершив съезд в придорожный кювет. Произошедшее отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия. В 11 часов 50 минут на место происшествия прибыла бригада скорой медицинской помощи. Фельдшером ФИО10 были опрошены о наличии повреждений ФИО11, ФИО8. и ФИО9, которые указали, что в медицинской помощи не нуждаются, повреждений здоровья не имеют (л.д. 22). О факте ДТП в отделение ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области было сообщено в 12 часов 10 минут, повторно по просьбе Новоселова В.В. сообщено его сестрой в 12 часов 41 минуту (л.д. 35,37). Пассажиры ФИО8 и ФИО9 были отправлены водителем Новоселовым В.В. на попутном транспортном средстве в город Биробиджан. По прибытии домой несовершеннолетний ФИО9 стал жаловаться на боли, в связи с чем в 16 часов 40 минут обратился за медицинской помощью в ОГБУЗ «Детская областная больница», ему выставлен диагноз: ушиб мягких тканей спины. К месту ДТП сотрудники полиции прибыли после 16 часов 30 минут и в 16 часов 50 минут составили схему места административного правонарушения. К моменту прибытия сотрудников полиции Новоселов В.В. эвакуировал свой автомобиль и уехал с места происшествия. Впоследствии 23 ноября 2019 года в 20.00 часов был направлен на медицинское освидетельствование, которое прошел, состояние опьянения не установлено.
Признавая при изложенных обстоятельствах Новоселова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, мировой судья указал, что положения пунктов 2.5 и 2.6.1 Правил дорожного движения предполагают нахождение водителя на месте дорожно-транспортного происшествия. Между тем Новоселов В.В. уехал с места дорожно-транспортного происшествия, не обратился в ближайший пост ГИБДД и не сообщил о произошедшем ДТП.
Районным судом, согласившимся с законностью выводов мирового судьи, довод Новоселова В.В. о том, что он не скрывался от сотрудников ГИБДД, во внимание не принят, так как ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ наступает за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места ДТП, участником которого он являлся.
Делая данные выводы, суды не учли положения Правил дорожного движения, которыми должен руководствоваться водитель исходя из характера наступивших при столкновении транспортных средств последствий.
Из объема обвинения не следует, что Новоселову В.В. вменено в вину неисполнение пункта 2.6 Правил дорожного движения, когда погибли или ранены люди. Материалами дела не установлено, что на месте ДТП имелись основания полагать, что пассажир ФИО9 получил ушиб мягких тканей спины. Сам пассажир жалоб не предъявлял, прибывшая по вызову скорая помощь таких повреждений не зафиксировала.
Следовательно, водитель Новоселов В.В. после повреждения его транспортного средства вследствие съезда в кювет должен был руководствоваться требованиями пунктов 2.5 и 2.6.1 Правил дорожного движения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» к действиям водителя транспортного средства, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.27 КоАП РФ, относится невыполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию). При этом оставление водителем в нарушение требований Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в том числе до оформления уполномоченными должностными лицами документов в связи с таким происшествием либо до заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования в установленных законом случаях, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ.
Исходя из буквального содержания пункта 2.6.1 Правил дорожного движения если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны дожидаться на месте прибытие сотрудников полиции.
Каких-либо разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия не имелось.
При этом на место была вызвана и прибыла бригада скорой медицинской помощи, в полицию было сообщено о факте ДТП, что позволило в день происшествия провести в отношении Новоселова В.В. необходимые процедуры, медицинское освидетельствование, отобрать объяснения.
Как указывалось Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 7 декабря 2010 года №1702-О-О, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с Правилами дорожного движения дифференцируется ответственность не выполнившего свои обязанности водителя в зависимости от того, пытался ли он скрыться с места происшествия вопреки законным интересам других участников дорожного движения и в целях избежать привлечения к юридической ответственности или же лишь осложнил процедуру оформления дорожно-транспортного происшествия.
Материалы дела не свидетельствуют и судом не доказано, что, уехав с места ДТП до приезда сотрудников полиции, Новоселов В.В. пытался избежать привлечения к юридической ответственности и именно на это был направлен его умысел при оставлении места происшествия.
В ходе всего производства по делу Новоселов В.В. настаивал на том, что уехал с места ДТП на прибывшей машине- эвакуаторе по причине длительного отсутствия сотрудников полиции, низкой температуры воздуха и невозможности дальнейшего ожидания приезда полиции без ущерба для здоровья. Других участников происшествия (ФИО8 и ФИО9) на месте ДТП к этому моменту не было, разногласий не имелось.
Не зафиксировав следы происшествия на месте с помощью фотосъемки и видеозаписи, не прибыв на ближайший пост ГИБДД для сообщения и фиксации произошедшего, Новоселов В.В. не выполнил требования, предусмотренных пунктом 2.5 Правил дорожного движения и 2.6.1 Правил дорожного движения, что могло бы повлечь административную ответственность по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.
Вместе с тем по данному делу 4 декабря 2019 года вынесено постановление о прекращении производства по делу по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях Новоселова В.В. состава указанного административного правонарушения (л.д.36), что не позволяет переквалифицировать действия Новоселова В.В. с части 2 статьи 12.27 КоАП РФ на часть 1 указанной статьи Кодекса. Иное повлечет привлечение лица к административной ответственности по статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по которой прекращено.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░