Дело № 2а-4744/2023
УИД 66RS0007-01-2023-004234-38
Мотивировочная часть решения суда изготовлена 22 ноября 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 08 ноября 2023 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраровой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области к Дербышеву Сергею Александровичу о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 25 по Свердловской области обратилось в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Дербышеву С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 600 руб., пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 30 руб. 99 коп., задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 269 руб. и пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 5 руб. 03 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по состоянию на 2016,2019 годы за Дербышевым С.А. было зарегистрировано право собственности на транспортные средства: «<данные изъяты>», г/н №, 141 л.с., «<данные изъяты>», г/н №, 135 л.с., в связи с чем, он являлся плательщиком транспортного налога.
Административному ответчику были направлены налоговые уведомления, однако сумму налога административный ответчик не уплатил. Административным истцом были направлены должнику требования, оставленные последним без исполнения. В связи с неуплатой административным ответчиком в полном объеме задолженности по налогу, инспекция обратилась в суд.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области, административный ответчик Дербышев С.А. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьями 150, 152, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 № 43-ОЗ (с изменениями и дополнениями) установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
При рассмотрении дела установлено, что по состоянию на 2016,2019 годы за Дербышевым С.А. было зарегистрировано право собственности на транспортные средства: «<данные изъяты>», г/н №, 141 л.с., «<данные изъяты>», г/н №, 135 л.с., в связи с чем, он являлся плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ, налоговым органом Дербышеву С.А. начислены транспортный налог с физических лиц за 2016, 2019 годы, т.е. не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направлены:
налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием в нем налоговой базы, доли в праве, ставки, количества месяцев владения в году и произведенного на их основе расчета суммы транспортного налога с физических лиц за 2016 год (1 600 руб.), а также срока уплаты налога - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием в нем налоговой базы, доли в праве, ставки, количества месяцев владения в году и произведенного на их основе расчета суммы транспортного налога с физических лиц за 2019 год (1 269 руб.), а также срока уплаты налога - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Дербышев С.А. обязанности по уплате налога в установленный срок не исполнил, что в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69 НК РФ послужило основанием для направления в его адрес:
требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в сумме 1 600 руб. и начисленные на нее пени 30,99 руб., в срок - до ДД.ММ.ГГГГ;
требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в сумме 1 269 руб. и начисленные на нее пени 5,03 руб., в срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования добровольно должником исполнены не были.
Как следует из части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
К мировому судье судебного участка № 8 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дербышева С.А. задолженности по налогам налоговый орган обратился 22.08.2022, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного абз. 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для восстановления пропущенного срока, суд не усматривает.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Учитывая вышеуказанное, оснований для взыскания с Дербышева С.А. задолженности по транспортному налогу не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган утратил право на взыскание с Дербышева С.А. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 600 руб., пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 30 руб. 99 коп., задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 269 руб. и пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 5 руб. 03 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 25 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░