Дело №а-2055/2023
УИД61RS0023-01-2023-001443-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.05.2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Шевыревой О.Б,
при секретаре Сутайкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации <адрес> к Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по РО Колпаков В.Н., Отдел судебных приставов по <адрес> и <адрес> УФССП России по Ростовской области, УФССП по Ростовской области, об оспаривании постановления от 15.02.2023 года судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству № 2081/23/61018-ИП от 19.01.2023 года.
УСТАНОВИЛ:
Администрации г.Шахты Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 15.02.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпаковым В.Н. по итогам рассмотрения материалов исполнительного производства №2081/23/61018-ИП, было вынесено Постановление о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей.
Вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1869), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Администрация города Шахты не согласна с действиями судебного пристава-исполнителя, а также с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора в силу следующего.
Решением Шахтинского городского суда по делу №2-2458/2022 Администрация г.Шахты обязана выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности МБОУ г.Шахты Ростовской области "Средняя образовательная школа №12": обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевым и подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Орган местного самоуправления в добровольном порядке в установленный 5-ти дневный срок принимал действия во исполнение требований исполнительного документа, о чем судебный пристав-исполнитель был уведомлен, однако вопреки представленной информации принял решение о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2023 №2081/23/61018-ИП получено Администрацией г.Шахты 21.02.2023 (вх.№61/1433), что подтверждено штампом входящей корреспонденции.
Постановление от 15.02.2023 о взыскании исполнительского сбора получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1869), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако решение судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора принято до момента получения Администрацией г.Шахты постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, органу местного самоуправления не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В 2022 году Прокурором г.Шахты в Шахтинский городской суд подано 72 исковых заявления к Администрации г.Шахты с требованиями об обязании Администрации г.Шахты выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.Шахты Ростовской области. Требования Прокурора судом первой инстанции удовлетворены в полном объеме по всем 72 исковым заявлениям.
До момента возбуждения исполнительного производства проводились работы по включению дополнительных расходов местного бюджета на 2023 финансовый год. Органом местного самоуправления во исполнение 72 исполнительных документов принято решение о поэтапном выделении средств в отношении каждого вступившего в законную силу судебного акта, и Администрация г.Шахты в установленном порядке выделяет средства для выполнения требований антитеррористический защищенности с целью соблюдения прав, благополучия неопределенного круга лиц.
Местным бюджетом на 2023 год предусмотрены средства в размере более 15 млн. руб. (в общей сумме 15 403, 4 тыс.руб. Лимиты бюджетных обязательств Департаментом финансов доведены до Департамента образования г.Шахты, который самостоятельно распределяет расходы по подведомственным учреждениям.
В свою очередь, вышеуказанная образовательная организация до момента возбуждения исполнительного производства заключила муниципальный контракт на оказание услуг охраны объекта во исполнение требований антитеррористической защищенности.
Образовательными организациями г.Шахты, срок решения исполнения судебного решения которых был в 2022 и январе-феврале 2023, заключены контракты на оказание услуг по физической охране за счет местного бюджета, в том числе МБОУ СОШ №12 г.Шахты (контракт №5 от 31.01.2023 со сроком оказания услуг с 01.02.2023- 28.02.2023). 01.03.2023 МБОУ СОШ №12 г.Шахты повторно заключен договор на оказание услуг охраны со определенным сроком оказания услуг.
Город Шахты выступает дотационной территорией, существует при финансовой поддержке средств областного и федерального бюджета. В связи с наличием сложной экономической обстановки, дефицит местного бюджета утвержден в предельно допустимом размере, источниками финансирования выступают кредиты кредитных организаций и нецелевые остатки на 2023 год.
До момента возбуждения исполнительного производства, 26.12.2022 Администрация г.Шахты по причине дефицита местного бюджета, обратилась к Губернатору Ростовской области с просьбой выделения дотации во исполнение требований исполнительного документа. Распоряжением Правительства Ростовской области от 15.02.2023 №86 «О предоставлении бюджету муниципального образования «Город Шахты» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета», Администрации г.Шахты предоставлена дотация в сумме 73 583,7 тыс.рублей на обеспечение исполнения требований антитеррористической защищенности образовательных организаций.
Администрация г.Шахты в установленном порядке выделяла средства для выполнения требований антитеррористический защищенности с целью соблюдения прав, благополучия неопределенного круга лиц, о чем судебный пристав-исполнитель уведомлялся (письмо заказное №80081082775396).
Просит признать постановление от 15.02.2023 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпакова В.Н о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №2081/23/61018-ИП от 19.01.2023 - незаконным;
Освободить Администрацию г.Шахты от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №2081/23/61018-ИП от 19.01.2023.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административные ответчики в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что 15.02.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпаковым В.Н. по итогам рассмотрения материалов исполнительного производства №2081/23/61018-ИП, было вынесено Постановление о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей.
Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1869), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Администрация города Шахты не согласна с действиями судебного пристава-исполнителя, а также с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора в силу следующего.
Решением Шахтинского городского суда по делу №2-2458/2022 Администрация г.Шахты обязана выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности МБОУ г.Шахты Ростовской области "Средняя образовательная школа №12": обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевым и подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Орган местного самоуправления в добровольном порядке в установленный 5-ти дневный срок принимал действия во исполнение требований исполнительного документа, о чем судебный пристав-исполнитель был уведомлен, однако вопреки представленной информации принял решение о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2023 №2081/23/61018-ИП получено Администрацией г.Шахты 21.02.2023 (вх.№61/1433), что подтверждено штампом входящей корреспонденции.
Постановление от 15.02.2023 о взыскании исполнительского сбора получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1869), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако решение судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора принято до момента получения Администрацией г.Шахты постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, органу местного самоуправления не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В 2022 году Прокурором г.Шахты в Шахтинский городской суд подано 72 исковых заявления к Администрации г.Шахты с требованиями об обязании Администрации г.Шахты выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.Шахты Ростовской области. Требования Прокурора судом первой инстанции удовлетворены в полном объеме по всем 72 исковым заявлениям.
До момента возбуждения исполнительного производства проводились работы по включению дополнительных расходов местного бюджета на 2023 финансовый год. Органом местного самоуправления во исполнение 72 исполнительных документов принято решение о поэтапном выделении средств в отношении каждого вступившего в законную силу судебного акта, и Администрация г.Шахты в установленном порядке выделяет средства для выполнения требований антитеррористический защищенности с целью соблюдения прав, благополучия неопределенного круга лиц.
Местным бюджетом на 2023 год предусмотрены средства в размере более 15 млн. руб. (в общей сумме 15 403, 4 тыс.руб. Лимиты бюджетных обязательств Департаментом финансов I доведены до Департамента образования г.Шахты, который самостоятельно распределяет расходы по подведомственным учреждениям.
В свою очередь, вышеуказанная образовательная организация до момента возбуждения исполнительного производства заключила муниципальный контракт на оказание услуг охраны объекта во исполнение требований антитеррористической защищенности.
Образовательными организациями г.Шахты, срок решения исполнения судебного решения которых был в 2022 и январе-феврале 2023, заключены контракты на оказание услуг по физической охране за счет местного бюджета, в том числе МБОУ СОШ №12 г.Шахты (контракт №5 от 31.01.2023 со сроком оказания услуг с 01.02.2023- 28.02.2023). 01.03.2023 МБОУ СОШ №12 г.Шахты повторно заключен договор на оказание услуг охраны со определенным сроком оказания услуг.
Город Шахты выступает дотационной территорией, существует при финансовой поддержке средств областного и федерального бюджета. В связи с наличием сложной экономической обстановки, дефицит местного бюджета утвержден в предельно допустимом размере, источниками финансирования выступают кредиты кредитных организаций и нецелевые остатки на 2023 год.
До момента возбуждения исполнительного производства, 26.12.2022 Администрация г.Шахты по причине дефицита местного бюджета, обратилась к Губернатору Ростовской области с просьбой выделения дотации во исполнение требований исполнительного документа. Распоряжением Правительства Ростовской области от 15.02.2023 №86 «О предоставлении бюджету муниципального образования «Город Шахты» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета», Администрации г.Шахты предоставлена дотация в сумме 73 583,7 тыс.рублей на обеспечение исполнения требований антитеррористической защищенности образовательных организаций.
Администрация г.Шахты в установленном порядке выделяла средства для выполнения требований антитеррористический защищенности с целью соблюдения прав, благополучия неопределенного круга лиц, о чем судебный пристав-исполнитель уведомлялся (письмо заказное №80081082775396).
Часть 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ2 согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-11, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что право применитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств: -освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В связи с не поступлением от Администрации <адрес> сведений об исполнении решения суда, судебным приставом-исполнителем ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа и взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с невыполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая, что требования исполнительного документа должником в срок, предоставленный для добровольного исполнения, не исполнены, а доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, вследствие которых исполнение требований исполнительного документа было невозможно в материалах дела отсутствуют, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░